Зарплата выросла или нет?
Среднемесячная заработная плата в номинальном выражении выросла на 4,6% до 146,5 тыс тенге, однако в реальном выражении отмечается её снижение на 2,7%. По словам экспертов, ничего хорошего в этом нет – это значит, что цены за год в стране выросли больше, чем доходы населения, и это при том, что общая экономическая ситуация улучшается.
«Получается, что заработная плата с учётом инфляции снизилась. Это значит, что реальная покупательная способность граждан падает. При 4%-ном росте экономики падение реальной зарплаты объяснить очень тяжело», – высказался сотрудник Института экономических исследований Мадияр Кенжебулат.
Подводить итоги года по заработной плате и инфляции, по словам эксперта, ещё рано. С учётом того, что цены в декабре перед новогодними праздниками, как показывает практика, регулярно растут, то доходы граждан в реальном выражении в 2017 году, скорее всего, снизятся ещё. Кроме того, экономисты сходятся во мнении о том, что методику подсчёта средней зарплаты по стране нужно менять, так как имеющаяся не даёт объективной картины.
«Уже не раз отмечалось, что нынешняя методика – это определение средней температуры по больнице. Допустим, из 100 человек 99 у нас получают по 70 тысяч тенге и всего один бонусами 15 млн, а в среднем каждый из них зарабатывает свыше 200 тысяч, но на самом деле это же совсем не так. Надо переходить на другую методику. В этом году выяснилось, что в Правительстве не знают, сколько получают шахтёры. Получается, чиновники в одной реальности живут, где выплата бонусов руководству превышает среднюю зарплату, а население живёт в другой», – добавил Марат Каирленов.
Расходы в Казахстане
Расход
15,49 % от ВВП(2015)
(по возрастанию):
25 место в мире из 140 (82,86%);
11 место в Азии из 37 (72,97%) 6,33 % (1,27 % годовых) min: 12,69; max: 18,74; max-min: 6,05 (32,29%); mid: 15,72; -0,230 (-1,48%)
Расходы на конечное потребление и т. д.
60,50 % от ВВП(2014)
(по возрастанию):
13 место в мире из 177 (93,22%);
8 место в Азии из 46 (84,78%) 0,367 % (0,073 % годовых) min: 52,50; max: 88,82; max-min: 36,32 (40,90%); mid: 70,66; -10,16 (-16,79%)
Прямые иностранные инвестиции, чистый отток капитала
1,73 % от ВВП(2015)
(по возрастанию):
128 место в мире из 165 (23,03%);
28 место в Азии из 42 (35,71%) 47,81 % (9,56 % годовых) min: -0,198; max: 3,76; max-min: 3,96 (105,26%); mid: 1,78; -0,049 (-2,82%)
Государственные расходы на образование, всего
3,06 % от ВВП(2009)
(2010) (по возрастанию):
50 место в мире из 169 (71,01%);
22 место в Азии из 41 (48,78%) 26,05 % (5,21 % годовых) min: 2,26; max: 4,37; max-min: 2,12 (48,42%); mid: 3,31; -0,254 (-8,30%)
Затраты на научные исследования и разработки
0,175 % от ВВП(2013)
(по возрастанию):
23 место в мире из 110 (80%);
11 место в Азии из 33 (69,70%) 12,25 % (2,45 % годовых) min: 0,153; max: 0,293; max-min: 0,140 (47,71%); mid: 0,223; -0,049 (-27,78%)
Военные расходы
1,03 % от ВВП(2015)
(по возрастанию):
43 место в мире из 155 (72,90%);
7 место в Азии из 40 (85%) 1,65 % (0,330 % годовых) min: 0,785; max: 1,30; max-min: 0,512 (39,50%); mid: 1,04; -0,0093095 (-0,903%)
Рынок труда и показатели безработицы
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Минимальная заработная плата |
42500 KZT/месяц | 101.087 USD/месяц |
2020 |
Возраст выхода на пенсию мужчин |
63 | 2019 |
Возраст выхода на пенсию женщин |
59 | 2019 |
Уровень безработицы |
5 % | сен. 2020 |
Заработная плата |
209818 KZT/месяц | 499.056 USD/месяц |
окт. 2020 |
Безработица среди молодежи |
3.9 % | 3 кв./20 |
Количество трудоустроенного населения |
8713 тыс. чел. | 8.713 млн. чел. |
3 кв./20 |
Реальный прожиточный минимум для семьи |
128600 KZT/мес. | 317.683 USD/мес. |
2018 |
Реальный прожиточный минимум |
85600 KZT/мес. | 211.459 USD/мес. |
2018 |
Уровень долгосрочной безработицы |
2.1 % | 3 кв./20 |
Общая численность безработных |
455 тыс. чел. | 0.455 млн. чел. |
сен. 2020 |
Зарплата высококвалифицированных работников |
137400 KZT/мес. | 339.421 USD/мес. |
2018 |
Зарплата в обрабатывающей промышленности |
231880 KZT/мес. | 551.531 USD/мес. |
3 кв./20 |
Зарплата низкоквалифицированных работников |
73200 KZT/мес. | 180.827 USD/мес. |
2018 |
Исполнение бюджета
Освоение средств, выделенных на реализацию государственных программ – пожалуй, один из важнейших показателей социально-экономического развития. На декабрь 2017 года расходы государственного бюджета исполнены на 97,7%, республиканского – на 98,6%, местных – на 97,0%. Неисполнение республиканского бюджета в денежном выражении составляет 148,5 млрд тенге, из них экономия бюджетных средств – 12,8 млрд тенге. Не освоено – 135,7 млрд тенге. Этот показатель все опрошенные эксперты считают хорошим и под сомнение показатель не ставят. Более того, к концу года цифра исполнения ещё приблизится к 100%.
Доходы в Казахстане
Налоговые поступления
9,84 % от ВВП(2015)
(по убыванию):
124 место в мире из 142 (13,38%);
27 место в Азии из 37 (29,73%) 59,75 % (11,95 % годовых) min: 6,79; max: 18,26; max-min: 11,47 (62,83%); mid: 12,52; -2,69 (-27,32%)
Международная торговля
53,14 % от ВВП(2015)
(по убыванию):
151 место в мире из 187 (19,79%);
35 место в Азии из 48 (29,17%) 39,51 % (7,90 % годовых) min: 53,14; max: 149,34; max-min: 96,20 (64,42%); mid: 101,24; -48,10 (-90,51%)
Международная торговля услугами
8,76 % от ВВП(2014)
(по убыванию):
146 место в мире из 179 (18,99%);
34 место в Азии из 44 (25%) 19,39 % (3,88 % годовых) min: 6,43; max: 20,88; max-min: 14,44 (69,18%); mid: 13,66; -4,89 (-55,85%)
Внешняя торговля товарами
41,17 % от ВВП(2015)
(по убыванию):
138 место в мире из 188 (27,13%);
32 место в Азии из 47 (34,04%) 49,43 % (9,89 % годовых) min: 31,96; max: 81,73; max-min: 49,77 (60,89%); mid: 56,85; -15,68 (-38,08%)
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток
3,57 % от ВВП(2015)
(по убыванию):
76 место в мире из 188 (60,11%);
16 место в Азии из 48 (68,75%) 41,03 % (8,21 % годовых) min: 0,401; max: 13,01; max-min: 12,61 (96,91%); mid: 6,71; -3,14 (-87,82%)
Рента на природные ресурсы
9,16 % от ВВП(2015)
(по убыванию):
47 место в мире из 177 (74,01%);
14 место в Азии из 47 (72,34%) 129,47 % (25,89 % годовых) min: 2,80; max: 27,71; max-min: 24,91 (89,89%); mid: 15,26; -6,09 (-66,47%)
Прогноз параметров государственного бюджета
Сокращение потребительской и инвестиционной активности, а также сжатие экономики отразятся на снижении налогооблагаемой базы по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС). Согласно прогнозам AERC, в текущем году объемы сборов КПН и НДС составят 1,7 трлн и 2,4 трлн тенге соответственно против прошлогодних показателей 1,9 трлн и 2,7 трлн тенге. Замедление прироста номинальных заработных плат и денежных доходов населения скажется на более медленном приросте объемов поступлений индивидуального подоходного налога и социального налога до 920 млрд и 750 млрд тенге соответственно.
Падение внешнего спроса на биржевые товары, а также сокращение внешней торговли приведут к снижению поступлений за использование природных и других ресурсов, а также налогов на международную торговлю, включая экспортно-таможенные пошлины. В совокупности в текущем году эти два вида налоговых платежей государственного бюджета снизятся с 2,6 трлн тенге (в 2019) до 1,2 трлн тенге. В итоге, учитывая незначительный рост прочих налоговых поступлений, таких как акцизы и др., суммарный размер налоговых поступлений в госбюджет в 2020 будет равен 7,4 трлн тенге, что на 1,8 трлн тенге меньше, чем за 2019.
По ожиданиям AERC, в действующем году размер гарантированных трансфертов из Национального фонда в бюджет будет увеличен с ежегодных $8 млрд на дополнительные $4 млрд, которые в совокупности должны будут направлены на реализацию антикризисных мер. Учитывая прогнозируемый AERC курс доллара США к тенге, суммарный объем поступлений трансфертов в бюджет составит 5,1 трлн тенге против прошлогодних 3,0 трлн тенге.
Таким образом, общий объем доходов госбюджета в 2020 сложится в сумме 12,5 трлн тенге, что, благодаря увеличенному трансферту из Национального фонда, позволит незначительно уменьшить объем 2019 (12,7 трлн тенге).
Затраты государственного бюджета, по оценкам AERC, в 2020 вырастут до 15,0 трлн тенге, или на 11% по сравнению с прошлым годом. Секвестированию могут быть подвергнуты некоторые функциональные группы, но фокус будет делаться на социальной сфере, здравоохранении, транспорте и коммуникациях. Вследствие увеличения затрат бюджета и отсутствия роста его доходной части, дефицит госбюджета в 2020 году, по оценкам AERC, составит 2,5 трлн тенге, или 3,7% к ВВП.
Размер ВНП в Казахстане
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Валовой Национальный Продукт |
59613708 KZT млн. | 141.792 млрд. USD |
2018 |
Последние данные по Валовому национальному продукту в Казахстане (KZT млн.)
Какой объем национального валового продукта Казахстана?
- Валовой национальный продукт в Казахстане вырос до 59613708 KZT млн. (141.792 млрд. USD) в 2018. Максимальный уровень достигал 59613708 KZT млн., а минимальный 25082 KZT млн..
- Данные публикует Ежегодно Центральное статистическое агентство.
История данных (KZT млн.) по годам
Данные
Период
Дата
59613708 | 2018 | 29.10.2019 |
51966816 | 2017 | 01.05.2018 |
46193380 | 2016 | 11.08.2017 |
40884132 | 2015 | 31.12.2015 |
39675832 | 2014 | 31.12.2014 |
35999024 | 2013 | 31.12.2013 |
31015186 | 2012 | 31.12.2012 |
28243052 | 2011 | 31.12.2011 |
История по Валовому национальному продукту по премьер министрам (KZT млн.)
Валовой Национальный Продукт в Казахстане по премьер министрам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Бакытжан Сагынтаев | 08.09.2016 — 21.02.2019 | 46193380.0000 | 46193380.0000 | 46193380.0000 | 46193380.0000 | 0.00% |
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Бангладеш |
2020 |
143.753 млрд. USD |
136.149 |
Иордания |
2019 |
43.541 млрд. USD |
42.084 |
Монголия |
2019 |
11.465 млрд. USD |
10.187 |
Китай |
2019 |
15102.168 млрд. USD |
13702.558 |
Грузия |
2 кв./19 |
3.219 млрд. USD |
2.875 |
Индия |
2019 |
1970.158 млрд. USD |
1893.107 |
Израиль |
3 кв./20 |
104.785 млрд. USD |
96.12 |
Пакистан |
2019 |
90.049 млрд. USD |
86.123 |
Южная Корея |
3 кв./20 |
419.384 млрд. USD |
407.479 |
Тайвань |
3 кв./20 |
185.84 млрд. USD |
172.306 |
Вьетнам |
2019 |
245.864 млрд. USD |
222.845 |
Гонконг |
2 кв./20 |
86.955 млрд. USD |
84.011 |
Япония |
3 кв./20 |
5123.137 млрд. USD |
4912.013 |
Казахстан |
2018 |
141.792 млрд. USD |
126.302 |
Макао |
2018 |
49.823 млрд. USD |
46.636 |
Малайзия |
3 кв./20 |
85.196 млрд. USD |
71.161 |
Филиппины |
3 кв./20 |
4644.992 млрд. USD |
4380.42 |
Сингапур |
2019 |
344.854 млрд. USD |
339.83 |
Шри-Ланка |
2019 |
78.44 млрд. USD |
75.173 |
Таиланд |
3 кв./20 |
83306.672 млрд. USD |
79483.359 |
Оман |
2019 |
70.19 млрд. USD |
73.997 |
Азербайджан |
2018 |
44.68 млрд. USD |
39.811 |
Йемен |
2016 |
22.14 млрд. USD |
22.76 |
Ирак |
2014 |
188.66 млрд. USD |
202.76 |
Валовой Национальный Продукт в других странах
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Бангладеш |
2020 |
143.753 млрд. USD |
136.149 |
Иордания |
2019 |
43.541 млрд. USD |
42.084 |
Монголия |
2019 |
11.465 млрд. USD |
10.187 |
Китай |
2019 |
15102.168 млрд. USD |
13702.558 |
Грузия |
2 кв./19 |
3.219 млрд. USD |
2.875 |
Индия |
2019 |
1970.158 млрд. USD |
1893.107 |
Израиль |
3 кв./20 |
104.785 млрд. USD |
96.12 |
Пакистан |
2019 |
90.049 млрд. USD |
86.123 |
Южная Корея |
3 кв./20 |
419.384 млрд. USD |
407.479 |
Тайвань |
3 кв./20 |
185.84 млрд. USD |
172.306 |
Вьетнам |
2019 |
245.864 млрд. USD |
222.845 |
Гонконг |
2 кв./20 |
86.955 млрд. USD |
84.011 |
Япония |
3 кв./20 |
5123.137 млрд. USD |
4912.013 |
Казахстан |
2018 |
141.792 млрд. USD |
126.302 |
Макао |
2018 |
49.823 млрд. USD |
46.636 |
Малайзия |
3 кв./20 |
85.196 млрд. USD |
71.161 |
Филиппины |
3 кв./20 |
4644.992 млрд. USD |
4380.42 |
Сингапур |
2019 |
344.854 млрд. USD |
339.83 |
Шри-Ланка |
2019 |
78.44 млрд. USD |
75.173 |
Таиланд |
3 кв./20 |
83306.672 млрд. USD |
79483.359 |
Оман |
2019 |
70.19 млрд. USD |
73.997 |
Азербайджан |
2018 |
44.68 млрд. USD |
39.811 |
Йемен |
2016 |
22.14 млрд. USD |
22.76 |
Ирак |
2014 |
188.66 млрд. USD |
202.76 |
Два цикла позади, третий – в фазе роста
«Если рассмотреть развитие экономики Казахстана в долларовом эквиваленте при текущих ценах, то с момента получения независимости Казахстан прошёл два полноценных экономических цикла и находится на стадии роста третьего цикла», – считает Мерей Исабеков.
Так, до 1999 года продолжался период снижения. В 1999 году было достигнуто дно цикла, а ВВП Казахстана составил 16,9 млрд долларов. Затем последовал период роста экономики Казахстана, а к пику цикла в 2008 году ВВП увеличился до 133,4 млрд долларов, что соответствует росту в 7,9 раза за девять лет. Однако мировой финансовый кризис прервал указанную тенденцию, что привело к завершению первого полноценного цикла экономики Казахстана.
Экономика Казахстана ужалась до 115,3 млрд долларов в 2009 году, что соответствует снижению на 13,5%. Однако сразу же рост экономики Казахстана стал ускоряться, и ВВП Казахстана за четыре года вырос более чем в два раза – до 236,6 млрд долларов в 2013 году. Конец второго цикла.
В 2014-2015 годах произошёл обвал цен на нефть. Так, стоимость барреля эталонной нефти марки Brent снизилась со 112 долларов в июле 2014 года до 53 долларов к началу 2015 года и до 35 долларов к началу 2016 года. Подобное изменение на нефтяном рынке не могло не коснуться экономики Казахстана. Национальная валюта девальвировала, реальные доходы населения снизились, а инфляция ускорилась. Для Казахстана наступили сложные времена, а ВВП в 2016 году снизился до 137,3 млрд долларов, то есть экономика Казахстана за три года уменьшилась на 42%.
Следует также отметить, что практически все страны, экспортёры нефти, также оказались под значительным давлением, в том числе РФ и Саудовская Аравия. Последующие два года экономика Казахстана росла и в 2018 году вновь увеличилась до 170,5 млрд долларов – плюс 24,2%.
Директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин всю экономическую историю Казахстана, насчитывающую всего 28 лет (с получения независимости в 1991 году), делит на 6 этапов, исходя из динамики ВВП, которая может не совпадать с классическими представлениями цикличности.
-
Этап кризиса транзитного периода 1992-1995 годов, когда мы начали переход на рыночную и экономику и ощутили связанные с этим «прелести» либерализации экономики: гиперинфляция и либерализация цен, высокая безработица, падение производства и благосостояния населения.
-
Фаза макроэкономической стабилизации 1996-1998 годов, когда удалось обуздать инфляцию и темпы падения производства. В это время произошёл азиатский кризис, который был подхвачен Россией.
-
Фаза подъёма 1999-2007 годов, когда рост ВВП превышал 9%. В это время помимо адаптации рыночных механизмов происходит нефтяной бум и бум на рынке строительства. Растёт благосостояние населения и в мире говорили про казахстанское экономическое чудо.
-
Дно – 2008-2009 годы. На этот период пришёлся мировой экономический кризис, начавшийся как ипотечный в США и перекинувшийся на всю мировую экономику. Казахстан также пострадал от мирового кризиса и сдувания строительного бума, в основном в Астане и Алматы, причём цены на жильё там до сих пор ниже пиковых почти на половину.
-
Фаза мировой макроэкономической стабилизации 2010-2014 годов, когда средний темп экономического роста составил около 6%. В этот период мировая экономика, в том числе экономика Казахстана, находилась под воздействием смягчения монетарных условий ФРС (околонулевая процентная ставка, три раунда количественного смягчения), обуславливающих приток капитала на развивающиеся рынки, в том числе в Казахстан.
-
Фаза обновления цикла с 2015 года, когда цены на биржевые товары достигали своих многолетних минимумов. В это время происходит постепенная адаптация макроэкономической политики Казахстана, введение режима инфляционного таргетирования и свободного курсообразования тенге. Казахстанская экономика показывает поступательное восстановление выпуска, в том числе за счёт активной проциклической фискальной политики в реальном и банковском секторе. В этот период мировая экономике начала ощущать на себе влияние нарастающих геополитических противостояний (санкционная и протекционистская политика). В пику глобализации началась регионализация блоков и, как результат, возникновение торговых войн.
Перспективы и риски
В последнее время наблюдается негативное изменение ВВП Казахстана. Улучшение ситуации прогнозируется только на 2017 год. По состоянию на 2014 г. рост ВВП остановился на 4,1 %. Динамика развития этого показателя будет падать с каждым днем, пока мировая экономическая среда не найдет рычагов стабилизации. Сказывается на внутренних финансовых рисках Казахстана и геополитическая напряженность в регионах. Самым негативным фактором снижения уровня ВВП республики является конфликт между Россией и Украиной. Из-за этого очень тяжело найти стабильных инвесторов для долгосрочных перспектив.
Действительно ли кредитов дают больше?
Кредиты возросли на 3,2% по сравнению с началом года в основном за счёт роста на 5%, до 11 трлн тенге, долгосрочных кредитов. Объём краткосрочного кредитования снизился на 5,4%, до 2,1 трлн тенге
Эксперты, хоть и относят эти показатели к числу положительных, не видят повода радоваться им раньше времени – прежде советуют обратить внимание на детали и проследить за тенденциями
«Что такое «возросли кредиты по основному долгу на 3,2%»? Тем более долгосрочные! Вот, представьте, компания не может погасить кредит: у банка возникает проблема с тем, что нужно будет создавать провизии на непогашенную сумму. А мы видели, что в этом году банки активно сталкивались с проблемами: тот банк тряханёт, другой. В такой момент может возникнуть соблазн пролонгировать проблемный кредит ещё на несколько лет: оформляем его как выдачу нового или капитализация процентов, и вуаля – кредитный портфель растёт. Как показывает история банковских кризисов, на начальных этапах так и происходит – все менеджеры просто хотят замаскировать проблемы», – прокомментировал Марат Каирленов.
«Рост в 3,2% – это не такой показатель, чтобы прямо хвастаться.Однако в тех условиях, в которых мы сейчас, когда есть проблема в банковском секторе, если есть какой-то рост кредитов – это неплохая тенденция. Главное, чтобы это была именно тенденция, а не краткосрочное повышение, за которым последует спад», – отметил Мадияр Кенжебулат.
Экономический рост
2014 год ознаменовался для страны серьезным замедлением в процессии предложения и спроса. В результате этого наблюдалась негативная динамика ВВП Казахстана. Данный показатель упал с 6 % до 4 %. Связано это было и с нестабильностью мировой нефтяной отрасли. Также была замечена отрицательная тенденция спроса на металлургическую продукцию со стороны России и Китая. Вся это негативным образом сказалось не только на ВВП Казахстана, но и на всей кредитной системе. Для нормализации макроэкономики страны власти решили провести стимулирующую налоговую политику. Кроме того, после падения курса тенге Правительством Казахстана были направлены на поддержание социальных статей и промышленности более 5,5 миллиарда долларов.
Дефлятор ВВП в других странах
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Бангладеш |
2020 |
240 инд. п. |
229 |
Иордания |
2017 |
240 инд. п. |
236 |
Киргизия |
июн. 2020 |
103 инд. п. |
105 |
Китай |
2019 |
692 инд. п. |
685 |
Грузия |
2 кв./20 |
106 инд. п. |
106 |
Индия |
2020 |
139 инд. п. |
135 |
Израиль |
3 кв./20 |
106 инд. п. |
107 |
Пакистан |
2019 |
313 инд. п. |
284 |
Южная Корея |
3 кв./20 |
107 инд. п. |
105 |
Тайвань |
3 кв./20 |
99.98 инд. п. |
99.24 |
Вьетнам |
2019 |
161 инд. п. |
159 |
Гонконг |
3 кв./20 |
104 инд. п. |
103 |
Индонезия |
3 кв./20 |
143 инд. п. |
142 |
Япония |
3 кв./20 |
100 инд. п. |
104 |
Казахстан |
2018 |
6.4 инд. п. |
8.6 |
Макао |
2 кв./20 |
-67.8 инд. п. |
-48.7 |
Малайзия |
3 кв./20 |
104 инд. п. |
103 |
Филиппины |
3 кв./20 |
102 инд. п. |
99.94 |
Катар |
2017 |
75.1 инд. п. |
69.4 |
Сингапур |
3 кв./20 |
102 инд. п. |
100 |
Шри-Ланка |
2019 |
152 инд. п. |
149 |
Таиланд |
3 кв./20 |
158 инд. п. |
151 |
Азербайджан |
мар. 2020 |
98.1 инд. п. |
102 |
Саудовская Аравия |
2018 |
112 инд. п. |
101 |
Бахрейн |
2018 |
112 инд. п. |
107 |
Афганистан |
2018 |
270 инд. п. |
262 |
Торговый баланс
С учетом исходных базовых предпосылок торговый баланс Казахстана по итогам 2020 окажется положительным: превышение импорта товаров над экспортом товаров составит $6,8 млрд. Традиционно отрицательное сальдо услуг Казахстана по итогам 2020 сократится относительно прошлого года с -$3,7 млрд до -$1,9 млрд на фоне сокращения экспорта услуг на 5,2% к предыдущему году, в то время как сокращение импорта услуг — на 19,0%.
Баланс первичных доходов, стабильный дефицит которого негативно влияет на сальдо текущего счета платежного баланса Казахстана, в 2020 составит -$14,7 млрд. В 2019 сальдо первичных доходов составляло -$22,3 млрд. Снижение дефицита баланса первичных доходов связано с ожиданием снижения доходов к выплате на 37,6% по сравнению с прошлым годом. Хотя на фоне падения процентных ставок в мире также будет наблюдаться и снижение доходов к получению от внешних инвестиций Казахстана с $2,4 млрд до $1,3 млрд, что является более сильным по сравнению с сокращением доходов к выплате.
Таким образом, общее сальдо текущего счета платежного баланса по итогам 2020 ожидается отрицательным в размере $9,5 млрд, то есть дефицит счета текущих операций возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2019.
Государственные запасы в Казахстане
Общие запасы, включая золото
27 859 091 155 тек. долл. США(2015)
(по убыванию):
48 место в мире из 184 (74,46%);
22 место в Азии из 46 (54,35%) 1,46 % (0,291 % годовых) min: 711 198 451; max: 29 250 312 400; max-min: 28 539 113 949 (97,57%); mid: 14 980 755 425; 12 878 335 730 (46,23%)
Суммарные резервы
18,06 % от внешнего долга(2015)
(по убыванию):
99 место в мире из 117 (16,24%);
24 место в Азии из 29 (20,69%) 31,38 % (6,28 % годовых) min: 16,12; max: 67,07; max-min: 50,96 (75,97%); mid: 41,60; -23,54 (-130,37%)
Общие запасы за исключением золота
20 299 052 487 тек. долл. США(2015)
(по убыванию):
52 место в мире из 184 (72,28%);
23 место в Азии из 46 (52,17%) 24,26 % (4,85 % годовых) min: 455 713 357; max: 25 222 740 488; max-min: 24 767 027 131 (98,19%); mid: 12 839 226 923; 7 459 825 564 (36,75%)
Антикризисные меры правительства и НБРК, влияние на экономику
Правительство Казахстана и Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) приняли комплекс мер для поддержки экономики страны и населения (см. Приложение 2). Суммарно антикризисный пакет оценивается примерно в 5,9 трлн тенге (8,2% ВВП, прогнозируемого на 2020) и включает в себя как меры по освобождению от налогов МСП и наиболее пострадавших отраслей, так и прямые выплаты населению. Дополнительная часть расходов бюджета составит 2,1 трлн тенге (или 2,9% ВВП), тогда как все бюджетные расходы на антикризисный пакет превысят это показатель в полтора раза. Финансироваться этот пакет будет за счет трансферта НФРК, долгового финансирования и отчасти — перераспределения расходных статей бюджета.
Размер фискального пакета Казахстана на 2020 является беспрецедентно крупным и превышает потенциальное снижение темпов экономического роста (около 6%). Это позволяет рассчитывать на смягчение кризисных тенденций в экономике в текущем году и на стимулирование более быстрого восстановления в 2021-м.
Учитывая выпадающие бюджетные доходы, связанные с внешним шоком и карантинными ограничениями, а также увеличение трансферта из НФРК и рост дефицита бюджета, фискальные потери в 2020 могут составить суммарно порядка 10,9% ВВП. На поддержку экономики государство направляет в целом 8% ВВП, включая средства республиканского бюджета (3,4 трлн тенге7) и внебюджетных фондов (2,5 трлн тенге).
Давление на тенге на валютном рынке удалось снизить благодаря мерам правительства и НБРК по поддержанию курса валюты и снижению его волатильности. В первом случае речь идет об обязательной продаже валютной выручки предприятиями квазигосударственного сектора и введении ряда ограничений на операции по обмену валюты, во втором — о мерах по изменению базовой ставки и ограничению спекулятивного импульса на рынке (см. Приложение 2).
Цены растут, но не выше допустимого
Индекс потребительских цен в ноябре 2017 года по сравнению с декабрём 2016-го составил 106,3%. Цены на продовольственные товары за этот период повысились на 5,3%, на непродовольственные товары – на 8,4%, на услуги – на 5,6%. Инфляция находилась в установленном коридоре: от 6-8% и по итогам ноября составила 7,3%.
«Номинально, 7,3% – это нормально. В прошлом году мы не смогли уложиться в коридор, установленный Национальным банком, и показатель был 8,5%», – прокомментировал Мадияр Кенжебулат.
«У нас в этом году было несколько драйверов инфляции. Помните, было сообщение в СМИ о том, что Нацбанк напечатал триллион тенге для поддержки «Казкома» – не знаю, насколько это правда, но такая информация была. Плюс проблемы с ГСМ, углём – малопонятные кризисы, которые, безусловно, пружину инфляции сжимают, и при первом удобном случае она стрельнет. Это всё будет заложено в цену. Я склонен даже ожидать ускорения темпов инфляции», – считает Марат Каирленов.
Внешнеторговые показатели
Первым делом на уровне ВВП Казахстана сказывается экспорт. Основными торговыми партнерами республики считаются страны Балтии и СНГ. На них приходится порядка 59% от всего экспорта. Первое место в списке занимает Россия. Успешно торговые отношения развиваются и с зарубежными странами, такими как Германия, Чехия, Турция, Италия, Швейцария, США, Англия, Южная Корея.Ежегодный товарооборот между Казахстаном и Россией составляет около 30 миллиардов долларов. Большую часть экспорта занимают нефтепродукты, затем металлы и руды. Примечательно, что только 20 % выделяется на все остальные отрасли производства и услуг. Основной продукцией импорта является сырая нефть, оборудование, транспорт, оружие, продовольственные товары.
Прогнозные показатели ВВП на 2019 год
По мнению Всемирного банка, рост ВВП республики Казахстан в 2019 году составит 3.5%. Исследователи спрогнозировали также уровень инфляции, который в 2019 году будет равен 6.1 %.
Ранее Аскар Мамин, который является премьер-министром республики Казахстан, поручил Кабинету Министров обеспечить 5.0 % роста ВВП в текущем году. Вместе с тем, министерство национальной экономики представило собственный прогноз на ВВП. Как считает Руслана Даленова, руководитель ведомства, прирост ВВП в 2019 году будет равен 3,8%. По его мнению, он даже не сумеет подняться до отметки в 4%.
К сожалению, интерес многих мировых игроков к торговому потенциалу Казахстана падает на протяжении несколько последних лет. Внешнеэкономический комплекс был и остается важнейшим сектором национального хозяйства, который обеспечивает стимулирование прироста экономики страны и позволяет решать важные социально-экономические задачи.
Почему будет рост?
В правительстве РК уверены, что целый ряд факторов дают право позитивно смотреть в будущее экономики Казахстана:
- Потребительский спрос. По мнению Национального Банка Казахстана, он продолжит увеличиваться и тянуть за собой ВВП. Это произойдет благодаря дальнейшему снижению темпов инфляции в стране.
- Инвестиции. Из года в год инвесторы приносят свои средства для развития промышленных и других предприятий в Казахстане. Не исключено, что позитивная динамика продолжится и будет наблюдаться рост и в 2019 году. Основные сферы для инвестирования – горнодобывающая промышленность и строительство.
- Нефть. В 2019 году планируется увеличение объемов добычи черного золота, как и в 2018 году. Благодаря этому вырастет экспорт товаров и услуг, уверены эксперты.
- Курс национальной валюты. Государству и регулятору фактически удалось сохранить курс тенге на уровне 340 за доллар. По прогнозам регулятора, в этом году также удастся удержать его на этом рубеже. При прогнозе роста цены на нефть на мировом рынке, а также его воспроизведению в жизнь, есть право полагать, что в совокупности это приведет к достаточно весомому росту ВВП в стране.
- Геополитические риски. Данный фактор достаточно спорный, но все же. Сегодня на мировой арене, по мнению экспертов, довольно сложная ситуация. Негативно влияет на экономику торговый конфликт США и Китая, наблюдаются негативные показатели экономического роста в Евросоюзе. Существуют опасения, что цена на нефть на фоне этих событий может поползти вниз. Однако, если этого не произойдет, то Казахстан определенно сможет показать хорошие результаты по итогам 2019 года.
- Внутренние факторы. По оценкам специалистов в области банковского сектора, в перспективе возможен рост объемов кредитования и количества новых займов, которые кредиторы любезно выдадут гражданам. Это на фоне роста доходов населения безусловно скажется на росте покупательной способности населения, что не может не дать повод для позитивного прогноза по ВВП.
Подробнее о том, как будет складываться ситуация с ростом потребительских цен в Казахстане в 2019 году, читайте в нашем материале «Инфляция в Казахстане в 2019 году. Чего ждать?».
Итоги 2018 года
По результатам прошлого года показатель внутреннего валового продукта вырос относительно 2017 года на 4,1%. Об этом говорится на официальном сайте комитета по статистике Министерства национальной экономики республики Казахстан. Согласно структуре ВВП, изложенной в документах ведомства, на 3% снизилось производство услуг, а вот производство товаров напротив увеличилось на 1,7%. ВВП на душу населения в Казахстане сегодня составляет 9200 долларов США на человека.
Основным драйвером роста стал автомобильный рынок, который показал в прошлом году скачок на 7,6%. В тоже время значительно выросли горнодобывающая промышленность (на 4,6%), а также логистика и складирование (на 4,6%). Отдельно хотелось бы отметить и рост в обрабатывающей промышленности на 4%, и увеличение в сфере строительства на 4,1%.