Тонкости оформления заявления
Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.
В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).
Скачать образец заполнения формы Р11001
Формы НКО
НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:
потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);
публично-правовые компании;
адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;
нотариальные палаты.
Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.
Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).
Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.
При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995;
№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;
№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;
№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997;
№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;
№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006;
№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;
№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.
Требования к названию
Название благотворительной организации может быть любым. Требование одно — наличие слова «фонд». В названии можно указывать основную благотворительную цель. Например, «Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Можно указать в названии фамилию человека, который является лицом фонда. Например, «Валерия Гергиева». Можно дать название, покрывающее достаточно широкую часть возможных программ: «Фонд «Центр социальных программ». Или, наоборот, в названии четко определить цель деятельности: «Рейс 9268» .
При использовании в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования при государственной регистрации, необходимо вместе с учредительными документами предоставить и документы, подтверждающие право на такое использование.
Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2018 — 2019 году.
При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.
Письма
Письма включают в себя обобщенное наименование документов, различающихся между собой по содержанию. Они служат средством для коммуникаций между организациями, ИП, а также средством оповещения о каком-либо событии.
Составление писем включает в себя несколько этапов:
- Изучение сути вопроса, планируемого к отображению в письме. Включает в себя сбор сведений по существу.
- Подготовка проекта письма, его написание.
- Согласование проекта.
- Подписание чистовика руководителем.
- Регистрация, отправление письма.
Бланк письма включает реквизиты:
- Логотип ОО.
- Наименование ОО.
- Данные об организации (адреса, телефоны, факс).
- Дата, регистрационный номер.
- Адресат.
- Заголовок.
- Текст.
- Отметка о наличии приложения.
- Подпись.
- Данные об исполнителе.
Требования к письму:
- лаконичность;
- грамотность;
- краткость изложения;
- ясность;
- объективность;
- одноаспектность;
- последовательность;
- убедительность;
- корректность.
Письмо включает в себя две части — это вводная и главная. Во вводной излагаются факты, которые послужили мотивом для создания письма. В главной прописывается цель и просьба по существу вопроса, отказ и т.д.
В целях составления этого документа применяется специальный бланк. Если письмо включает в себя две страницы и более, вторая и последующая страница должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в середине, на странице сверху.
Виды писем:
- просьба;
- предложение;
- приглашение;
- ответ;
- извещение;
- напоминание;
- рекламация;
- информационное;
- сопроводительное;
- гарантийное;
- подтверждение.
Особенности функционирования АНО
По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.
Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).
По целевой направленности АНО имеет различие с фондами.
Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).
То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.
В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.
АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).
Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.
Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).
Устав АНО должен содержать сведения:
о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);
о месте нахождения;
о предмете;
о цели деятельности;
о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
иные предусмотренные законом сведения.
Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).
Модельный устав Минюста РФ
Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Как регистрируется
Регистрация осуществляется в порядке, который установлен гл. III Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, указанных в ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях».
Документы для регистрации представляются в ФНС России не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании, при этом, совместно с заявлением о регистрации, подаются и иные документы, указанные в п. 5 ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях», в частности устав, решение о создании и об утверждении устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах и иные документы.
В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств
Ошибка из разряда: если специалист Минюста захочет найти ошибку в уставе – он её обязательно найдет. Несколько лет я ничего не знал про данное правило и успешно регистрировал благотворительные фонды, пока ошибку в моем уставе не обнаружил один из специалистов Минюста. В той регистрации документы проверяли особенно тщательно, т.к. в Минюсте знали – мы при отказе пойдем в суд.
Будьте внимательны, т.к. в даже хорошо проработанных
шаблонах уставов может содержаться эта ошибка.
Основание: п. 4 ст.
13 Федеральный закон от 11.08.1995 N
135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
А нужны ли «задачи» в уставе?
Я повидал много уставов НКО, и что меня всегда удивляло – как по-разному учредители и юристы подходят к описанию целей, задач и предмета деятельности НКО.
Особенно меня удивляло – что в этом списке делают «ЗАДАЧИ».
В действующем законодательстве есть правило, согласно которому в уставах НКО нужно обязательно указывать ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вот вам примеры:
Как видно, закон не обязывает расписывать в уставах задачи НКО. Они в нём даже не упоминаются.
Несмотря на это, я регулярно получаю на проверку уставы с задачами. Для чего их продолжают указывать – мне непонятно. Возможно причина в привычке делать все по готовым шаблонам из интернета, нежелание более вдумчиво подойти к проработке устава.
Поймите правильно, я не против раздела о задачах, как таковых. Указывать их не запрещено. Однако ввод в устав такой категории часто приводит к путанице и переусложняет текст. Цели, виды деятельности и задачи смешивают в одну кучу по какому-то неуловимому принципу без четкого логического основания.
Порой складывается впечатление, что составители уставов НКО сами толком не понимают, почему одни положения они относят к целям, а другие – к задачам. Но поскольку ошибочно полагают, что в задачах нужно хоть что-то написать – они пишут. Часто так абстрактно и мудрено, что сами не могут объяснить, что имелось ввиду.
В итоге, вместо логично- и четко- выстроенного текста, с которым потом легко работать, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ПОНИМАТЬ, устав превращается в непроходимую заумь.
Базовый принцип юридического письма – не насытить текст кучей умных слов, а максимально эффективно изложить мысль. Эффективно – значит настолько коротко, точно и понятно, насколько это вообще возможно, исходя из поставленной задачи.
Единственный случай, когда задачи оправданно расписывать – это, если вы создаете НКО не на постоянной основе, а для реализации конкретного ограниченного во времени проекта, для чего нужно поставить четко реализуемые по срокам задачи.
Так, мне недавно попался на глаза устав национальной медицинской палаты. Цель её создания – содействие в реализации реформы медицинской деятельности и подготовка медицинского сообщества к грядущим масштабным изменениям. В уставе были выделены задачи на каждый конкретный этап реформ. Реализация каждой из них ограничена во времени. От задач виды деятельности отличались своим длящимся характером, постоянством. Всё вместе это походило на подробный план работы на годы вперед.
Хотя и в этом примере у меня были вопросы к формулировке целей
и предмета деятельности.
Кстати, о них.
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
Устав некоммерческой организации (НКО): общие положения
Устав общественной организации, согласно ст. 14 закона «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, является ее учредительным документом. В нем определяются основные правила деятельности организации, обязательные для исполнения ее органами и всеми участниками. Перечень информации, которая должна содержаться в уставе некоммерческой организации, обозначен в п. 3 ст. 14 закона № 7.
Так, в уставе необходимо указать:
- наименование организации, в котором должно содержаться полное обозначение организационной формы согласно ст. 6 закона № 7, а также указание на основные направления деятельности (экологическая, противопожарная, спортивная и т. д.);
- место нахождения организации (место регистрации);
- предмет и цели деятельности, при этом под целями понимаются направления деятельности, под предметом — способы, посредством использования которых планируется реализация заявленных целей;
- права и обязанности участников организации, условия приема в членство и выхода из состава организации;
- порядок управления организацией (перечень управленческих органов и их компетенции);
- сведения о филиалах и представительствах, если таковые имеются (данный вопрос подробно раскрыт в другой нашей статье).
- источники пополнения имущества организации и порядок его использования согласно заявленным целям деятельности;
- порядок корректировки устава, а также условия и правила преобразования (ликвидации) организации;
- иные сведения.
Утверждается устав, в соответствии с требованиями ст. 14 закона № 7, на учредительном собрании членов общественной организации и в последующем вместе с другими документами (они перечислены в п. 5 ст. 13.1 закона № 7) подается в региональное подразделение Минюста РФ.
Внесение в устав сведений об осуществлении НКО предпринимательской деятельности
В силу ст. 2 закона № 7 общественные организации создаются для реализации социально значимых целей, их деятельность не предполагает извлечения прибыли из своей работы и ее последующего распределения среди участников. Однако законодательство не запрещает ведение общественной организацией предпринимательской деятельности с целью последующего распределения доходов на заявленные ею цели функционирования.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Если организация планирует вести ограниченную предпринимательскую деятельность (например, производить товары, оказывать услуги, осуществлять коммерческие операции с имуществом), используемые виды деятельности, согласно п. 2 ст. 24 закона № 7, должны быть перечислены в ее уставе.
Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо
проработанных уставах.
Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».
Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:
Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.
Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет
по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.
Правда, есть одно исключение.
Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).
Ошибки
в разделе об органах управления НКО
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА
5.1. Попечительский совет формируется в момент учреждения Фонда учредителями, в
дальнейшем решением Высшего коллегиального органа, в количестве не менее пяти человек.
5.2. Срок полномочий членов Попечительского совета составляет пять лет.
5.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.
5.4. Попечительский совет:
- осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда;
- следит за соблюдением органами управления Фонда законодательства Российской Федерации.
5.5. Попечительский совет собирается не реже одного раза в шесть месяцев.
Оформление дополнительной отчетности
В ФЗ №402 речь идет о том, что общественные организации, а также их подразделения, которые не осуществляют коммерческую деятельность, раз в год сдают перечень документов:
- бухгалтерский баланс;
- бухгалтерский отчет о прибылях и убытках;
- справка о целевом расходовании денежных средств.
Отправить отчетность нужно в региональное отделение Министерства юстиции. Остальные документы подаются по НДС, имущественному сбору (ежеквартально), НДФЛ (при осуществлении выплат в адрес физических лиц).
Договор
Чаще всего общественными организациями заключаются следующие виды соглашений:
- оказание услуг возмездного характера;
- пользование имущественной собственностью;
- поставка товаров;
- купля-продажа.
Также принято заключать комиссионные договоры, соглашения получения и хранения. Задача контрагента заключается в том, чтобы удостовериться в соответствии между текстом договора и целями организации.
Постановление
Вынесение постановления происходит на основании решения коллегиального органа управления общественного объединения. Документ является распорядительным и включает в состав два раздела. Один из них – констатирующий, другой – распорядительный. Решение по окончании его составления должно быть подписано секретарем и представителем.
Протокол
Форма документа специального утверждения не имеет, поэтому на практике используется документ, применяемый для акционерных обществ. В связи с этим документ должен включать реквизиты:
- место и дата;
- инициалы и ФИО председателя;
- повестка дня;
- положения собраний и выступлений участников;
- вопросы, решаемые в рамках голосования;
- полученные результаты;
- принятые решения.
Сначала составляется черновик. На протяжении трех дней необходимо оформить чистовик.
Письмо
Письма выступают в качестве средств коммуникации для индивидуальных предпринимателей, организаций, а также в роли инструментов оповещения о наступлении определенных событий.
Для составления документа требуется изучение сути вопроса, сбор сведений, написание, согласование, подписание руководителей. Реквизиты, содержащиеся в бланке, следующие:
- логотип;
- название;
- сведения об организации;
- дата;
- номер регистрации;
- адресат;
- текстовая часть;
- отметка о приложении;
- сведения об исполнителе;
- подпись.
Распоряжение
Документ издается в целях решения текущих вопросов срочного характера, связанных, например, с кадровым делопроизводством. Оформление происходит в соответствии с приказами общественной организации.
Время на регистрацию
Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.
Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.