МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА
1. Чувство Насыщения
Мы всегда знаем, когда мы голодны и всегда знаем, когда уже наелись и напились.
Эти сигналы посылает нам именно мозг, как в случае и с привычными пятью чувствами.
Когда мы поглощаем пищу, стенки желудка растягиваются и достигая максимального растяжения посылается необходимый сигнал.
Подтвердить такое утверждение легко.
Когда мы едим медленно тщательно пережевывая пищу, мы съедаем необходимую организму порцию для насыщения и понимаем, что уже наелись.
Если же эту порцию съесть очень быстро, то чувство голода останется и мы будем есть ещё, и только потом поймём, что переели.
Происходит это из-за того, что сигнал от стенок желудка до мозга не доходит моментально, это более медленный процесс.
2. Ощущение Тепла – Холода
Многие могут назвать это чувством осязания.
На самом деле, тепло и холод ощущает спинной мозг, доводя сигнал до головного мозга.
3. Ощущение нехватки Кислорода
В организме человека находятся рецепторы, называемые периферийными.
Именно они мониторят количество кислорода и углекислого газа в организме.
При недостатке кислорода или избытке углекислого газа в окружающей среде, организм перестраивается на другой ритм дыхания – менее частый.
Именно эти рецепторы определяют, когда лёгкие наполняются воздухом, давая мозгу сигнал на проведение вдохов и выдохов.
4. Ощущение Тошноты
Человеческий организм имеет специальные рецепторы, отвечающие за чувство тошноты.
Они дают четкий сигнал организму, когда придёт время.
Бывают и нарушения функций этого рецептора, тогда рвота не прекращается или, наоборот, человек не способен к рвоте.
5. Чувство Направления движения
Считается, что человек имеет способность определять направление движения даже с закрытыми глазами, основываясь на ощущении магнитного поля земли.
Конечно же находясь месяц в Таиланде вы с лёгкостью укажите на отели Пхукета с собственным пляжем.
У большинства людей такое чувство развито плохо, в отличии от животных (пчёл, птиц, коров).
6. Чувство Равновесия
Оно регулируется внутренним ухом человека, но всё же считается отдельным чувством.
Вспомним, что происходит с человеком, который перебрал алкоголя.
Он теряет чувство равновесия, но не теряет слух, поэтому два этих чувства не связаны между собой, не смотря на место размещения регулирующих органов.
7. Чувство Зуда
Отметим, что зуд нельзя отнести к чувству осязания.
Если на кожу человека попадают микроорганизмы, которые способны навредить человеку, именно чувство зуда посылает сигнал мозгу человека, чтобы обратить внимание на пораженный участок (который чаще всего визуально не обнаружить).
Человек чешет место, где поселяются микроорганизмы, тем самым извлекая их оттуда
8. Чувство Боли
Боль тоже не относится к чувству осязания.
У неё иная, более сложная, природа возникновения.
Основная функция этого чувства – обратить внимание о наличии нарушений в органах, на коже или в костной ткани
9. Чувство Времени
Особенно оно развито у молодых людей.
Отрицать его существование бессмысленно, ведь все мы его ощущаем.
Но и обмануть это чувство тоже очень легко.
А как насчёт чувства Электричества?
Или чувства опасности — когда волосы становятся дыбом?
… Кроме того, существуют чувства, которые есть у некоторых животных, но отсутствуют у людей.
Акулы, например, обладают сильной электроцепцией, позволяющей им чувствовать электрические поля;
– магнитоцепция определяет поля магнитные и используется в системах навигации птиц и насекомых;
– эхолокация и «боковая линия» практикуются рыбами для ориентации,
– а инфракрасное зрение необходимо оленям и совам для ночной охоты или поиска пищи.
Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Иногда истории заканчиваются так замечательно, что и в голову не приходит требовать продолжения. Образ милой и робкой Кейт Уокер, со слезами на глазах провожающей стадо мамонтов и умирающего мечтателя Ганса, хранится в потаенном уголке сердца каждого любителя классических квестов. Именно поэтому анонс продолжения вызвал смешанные чувства: радостное ожидание нового приключения и недоуменное «Зачем?».
Здравствуйте, суровые сибирские просто… ах да, Кейт теперь можно рассмотреть вблизи.
«Былых возлюбленных на свете нет. Есть дубликаты», — утверждал Андрей Вознесенский. И в чем-то был прав. Очнувшаяся от десятилетнего обморока Кейт Уолкер для начала потеряла одну букву и в русской локализации превратилась в Уокер. Конечно, грамматически это правильно, но ассоциации с техасским рейнджером поначалу выбивают из колеи.
Как и новое произношение фамилии Ганса: ударение в «Форальберг» теперь падает на последний слог. Ну а лидерство в списке странностей захватило болтающееся на шее Кейт сердце бедняги Оскара. Выглядит оно совершенно не так, как во второй части, да и момент извлечения органа из доброго робота прошел мимо нас.
Как бы то ни было, Кейт Уокер (или Кейт Вока, как кличут ее забавные юколы) поднимается с казенной больничной койки. А значит, нас ждут новые испытания!
ОЩУЩЕНИЯ И ЧУВСТВА – ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ
* Зрение, слух, обоняние, вкус – это, так сказать, “головные” ощущения.
* Ощущения тепла и холода – как ни странно, это два разных канала, и можно их одновременно воспринимать, даже на одном участке кожи.
(Например, помазать ментоловым кремом: ментол стимулирует холодовые рецепторы, а организм отвечает приливом крови, чтобы согреть якобы замёрзшее место).
* Боль.
Опять же, пытливый наблюдатель заметит, что тепло и боль сосуществуют независимо (жжение – разновидность боли, а не тепла).
* Прикосновение (тактильность) и давление.
* Напряжение мышц.
* Вестибулярное.
Это, алфавит, из которого далее складываются синтетические ощущения – синэстезии.
Все для владельцев консолей
За прошедшие годы жанр классических квестов point’n’click, горячо любимый обладателями не самых мощных компьютеров, серьезно видоизменился. Квесты превратились в адвенчуры и перебрались на консоли. По их стопам послушно потопала и Syberia 3.
И как-то так вышло, что хранящие верность и жанру, и платформе оказались за бортом: тем, кто попытается управлять Кейт с помощью мыши и клавиатуры, игра покажется плохоньким портом приставочной версии. Пространство получило объем, но с камеры наручники не сняли, и при движении она порой выделывает неуклюжие кульбиты. При фиксированной точке обзора провести Кейт по загроможденной территории непросто — бедная девушка постоянно врезается в косяки и спотыкается о каждую кочку.
Главная загадка игры: почему сова квадратная?
Совсем не случайно разработчики предупреждают с первых же экранов: не мучайтесь, возьмите геймпад. А еще лучше переезжайте наконец на консоль! Хотя там свои сложности. Скажем, выбрать стиком из скопления активных точек единственную нужную — та еще задачка.
Зато консольная версия уж точно запустится, не выдаст «черный экран», не станет тормозить на любых настройках и не заставит очередным вылетом переигрывать кусок игры заново. Ручных сохранений не предусмотрено, как и возможности пропустить диалоги, так что если уж начали играть — лучше не отвлекайтесь.
Пациентов психбольницы развлекают заводные птицы. Наверное, настоящие здесь не выживают.
Коридоры провинциальной больницы увешаны классическими полотнами. Интересно, подлинники?
СИНЭСТЕЗИИ
* Равновесие (вестибулярка + мышцы + зрительный горизонт).
* Тонкий вкус (вкус + запах).
Сам по себе вкус – ощущение довольно грубое (четыре модальности всего), но вкупе с запахом, проникающим в нос снаружи или изнутри, получается букет!
* “Осознание тела”.
В основном, это мышцы + зрение + УМ!!!
Останавливая ум, можно заметить, что воспринимаемая форма тела и взаимное расположение его частей становятся невнятным и даже неожиданным.
Зрение здесь служит подспорьем уму, передавая сведения о форме.
А дальше работает память и воображение.
В равновесии тоже ум пролезает, предельное переживание равновесия – это невесомость.
Диссоциирующие психоактивные вещества (в т.ч. алкоголь) выборочно или повально отрубают каналы ощущений, что приводит к синэстезиям, которые в обычном состоянии не возникают.
Если отрубается боль, – можно стать берсерком.
Если отрубается вестибулярка – танцором брейка.
А если всё отрубается – пережить демо-версию смерти.
(Обученный йог способен, управляя внимательностью, обходиться без психоактивных веществ, чтобы достигать тех же эффектов).
Исходя из общепринятого мнения, у людей есть ещё 4 чувства.
1. НОЦИЦЕПЦИЯ
– это восприятие болевых ощущений органами тела, суставами и кожей.
Оказывается, сюда не относится мозг, так как в нём нет болевых рецепторов.
Несмотря на то, что нам кажется, головные боли исходят не изнутри мозга.
3. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ (осознание тела)
– это понимание, где находится части тела, даже если мы не видим их и не чувствуем.
Когда человек закрывает глаза и качает ногой в воздухе, то он будет знать, где находится его ступня по отношению к другим частям тела.
4. ЭКВИБРИОЦЕПЦИЯ
— чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.
Некоторые невропатологи убеждены, что их не меньше 21-двадцати одного.
Но физиологи и медики тоже не согласны между собой.
Самые осторожные из них насчитывают сейчас у человека только 3-три чувства, самые радикальные – 33.
Можно сказать, что чувств всего 3-три:
– химическое (обоняние и вкус)
– механическое (слух и осязание)
– и световое (зрение).
Реакция соответствующих органов чувств основана на разных физико-химических механизмах.
Но и эти три чувства можно классифицировать более подробно.
Например, вкус на самом деле включает пять чувств:
1. Сладкого
2. Солёного
3. Кислого
4. Горького
5. И “умами” (японское слово, означающее вкус глутамата натрия – приправы, которая непременно входит в состав супов-концентратов).
Несколько лет назад учёные выяснили, что на языке есть отдельные рецепторы для вкуса “умами”.
Французские физиологи недавно нашли рецепторы, реагирующие на вкус жира, и имеются они не только на языке, но и в тонком кишечнике (недаром хорошая порция масла клещевины, известного в обиходе как касторка, пробирает нас до самых кишок).
Так что чувств вкуса у человека, скорее всего, 6-шесть.
ЗРЕНИЕ
Зрение можно рассматривать как одно чувство – ощущение света, как два – света и цвета либо как четыре – света и основных цветов: красного, зелёного и синего.
У лягушек и некоторых других животных в сетчатке глаз есть отдельные рецепторы, реагирующие на движение в поле зрения – ещё одно чувство (у человека таких рецепторов, насколько известно, нет).
СЛУХ
Это одно чувство или несколько сотен, по числу волосковых клеток во внутреннем ухе, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний?
Интересно также, что в результате старения или некоторых болезней человек может потерять восприятие отдельных частот, причём остальные будут слышны по-прежнему.
ОБОНЯНИЕ
Что касается обоняния – в нём участвуют не менее 2.000 типов рецепторов.
Среди них есть весьма специализированные, например реагирующие на запах моря, на запах ландышей.
Считать ли эти ощущения вместе, единым чувством обоняния, или по отдельности?
Все мы способны ощущать температуру окружающих предметов, степень сгиба конечностей в суставах (что и позволяет с закрытыми глазами довольно точно найти пальцем кончик носа), чувствуем нарушение равновесия (что при качке приводит к морской болезни).
Испытываем чувство пустого желудка или полного мочевого пузыря.
А можно ли считать чувствами те ощущения, которые не доходят до сознания, поскольку в этом просто нет нужды?
Например, человек обладает датчиком, чувствующим рН спинномозговой жидкости, но регулировка этого параметра происходит без участия сознания.
Возможно, в список стоит включить и чувство времени.
Хотя мало кто из нас может без часов с большой точностью ответить, который час, многие достаточно уверенно оценивают протекшие промежутки времени, и все обладают внутренними биоритмами.
Даже консерваторы согласны с тем, что кроме классических 5-пяти человек обладает чувством боли.
А радикалы выделяют три болевых чувства:
– кожное
– телесное (боль в суставах, костях и позвоночнике)
– и висцеральное (боль во внутренностях).
Сейчас большинство учёных признают существование у человека 21 чувства.
Верхний предел пока не установлен.
Welcome to Russia?
Но не всё так плохо.
На этот раз нас не отправят в трансъевропейское турне. Новое паломничество Кейт пройдет по открытой ею десять лет назад Сибири. Вернее, Сибирии, ведь с российской землей место действия Syberia 3 имеет столько же общего, сколько с провинцией Прованс.
Заснеженные просторы Сибирии выглядят вполне по-таежному. А вот тихий городок Вальсембор явно перекочевал откуда-то из Европы. Но при этом на его улочках ржавеют «Жигули», подозрительный тип предлагает закупиться «спиртиком» и сигаретами по дешевке, а первый же встреченный горожанин оказывается в доску пьяным капитаном. Северное племя юколов живет в юртах, которые крепятся к спинам снежных страусов, а здешнее воплощение Чернобыля больше похоже на Nuka-World из Fallout.
Знакомьтесь, провинциальный городок в сибирской глуши, с чисто русским названием Вальсембор.
Жители Вальсембора протестуют против визита кочевых юколов. Тоже как-то не по-русски.
Игра по древней традиции бессовестно использует штампы об экзотической тоталитарной России. Здесь вам и заговор врачей, и притеснение национальных меньшинств, и власти, упорно что-то скрывающие, и социалистическая пропаганда. Порой игра опасно кренится в сторону карикатурности. Этому способствует утрированная внешность персонажей, которая особо выделяется на фоне более реалистичного окружения.
Но куда бы нас ни занесло вместе с неугомонной Кейт, все места будут очень-очень «сокалевскими». Точные узнаваемые детали в них по-прежнему туго переплетены со смелым вымыслом. Ко всему прочему, локации буквально пропитаны щемящим чувством ускользающего времени.
Фантастические снежные страусы — одна из самых замечательных придумок в игре.
На сказочно прекрасные фоны третья часть не богата, в отличие от предшественниц. В объемном мире сложно выбрать ювелирно выверенный композиционный ракурс, да и прекрасные издали текстуры при ближайшем рассмотрении могут превратиться в грязную тряпку. Зато в качестве компенсации нам иногда позволяют включить панорамный обзор: камера облетит местность, показывая то, что не попало в поле зрения.
Похоже, разговор по скайпу не задался!
Мир стал намного живее, и не только благодаря огромному количеству людей повсюду: едва ли не с каждым встречным можно поговорить и иногда даже услышать что-то соответствующее ситуации! Часть «декоративных» персонажей по-прежнему стоит столбом или сидит, уставившись в пустоту. Но хватает и тех, кто бродит и пытается взаимодействовать с объектами или соседями по локации.
Они не сговариваясь пришли на работу в одинаковых костюмах и с одинаковыми прическами. Ну что ж, бывает.
А в диалогах у Кейт появились варианты ответов. В отдельных случаях мы даже можем выслушать ее размышления по поводу тех или иных реплик. Впрочем, при линейном сюжете любой выбор — лишь сладкая иллюзия.
Шпион отвинтил контрагайку
Навряд ли кто-то станет или не станет играть в Syberia 3 только из-за текстур и анимации. Настоящих поклонников культовой «Сибирии» куда больше интересуют сюжет и квесты! Но о сюжете мы достаточно рассказали в предварительных материалах, еще шажок, и пойдут спойлеры. Так что ограничимся словом «увлекательно». А вот о задачках стоит поговорить поподробнее!
Классический ретроквест: шлепнуть печать вручную никак нельзя, надо непременно настроить печатешлепальную машину.
Главное, что изменилось за прошедшие годы: Кейт поскромнела. Теперь она не тянет в инвентарь все, что видит, с расчетом на «авось пригодится». Игра обзавелась триггерами: чтобы взять нож, надо вначале выяснить, что он необходим. А именно: поговорить с соседом по палате, осмотреть коробочку, внимательнее осмотреть коробочку, снова поговорить с соседом… уф, теперь можно кружить подле стола, вылавливая нужную горячую точку!
Видоизмененный инвентарь. Самое неудобное в нем то, что открывается он одной кнопкой, а закрывается другой.
Умеренная логичность задачек сохранилась: большинство головоломок можно пройти без подсказок, если не спешить и поразмыслить. Но есть и исключения. Скажем, принять лекарство за три часа до ужина — это во сколько? Ситуация усугубляется тем, что в русском переводе «ужин» почему-то сменяется «обедом», а до кучи «умирающий» язвительно комментирует действия Кейт, но ни слова не говорит о том, где хранятся его таблетки.
Угадайте, во сколько ужинает пожилой часовщик?
Квестовая часть порадует поклонников Syberia. Здесь предостаточно странных механизмов, нестандартного применения предметов и долгих поисков нужного в недрах инвентаря. Даже предметы снова не комбинируются в рюкзаке! А неочевидность некоторых решений скоро заставит ленивых игроков отправиться за подсказками на тематические форумы.
Десятилетний обморок не прошел для Кейт бесследно. Прежде всего пострадали отделы мозга, отвечающие за компьютерную версию. Но особая атмосфера, добрый сюжет, логичные головоломки, необычные локации и великолепная музыка уцелели.
Вот только слишком долго игра лежала в сибирском снегу: она выглядит совершенно несовременной.
Порадовало
- это все та же Кейт все того же Бенуа Сокаля;
- загадки преимущественно логичны;
- история по-прежнему захватывает;
- Инон Зур!
Огорчило
- кривое управление с мыши и клавиатуры;
- неуклюжая камера;
- излишне гротескные персонажи;
- губы движутся как попало;
- отсутствие «ручных» сохранений;
- нельзя пропустить диалоги.
Как мы играли
Во что: игра куплена автором.
На чем: РС
Сколько: 14часов.
Ачивка редакции
На слово не верю!
Пройти Syberia 2, чтобы сравнить разные версии сердца Оскара.
О локализации
Движения губ персонажей редко совпадают с речью. И это не только российская беда, та же картина в английской озвучке. Но тексты и звук ни глаз, ни ухо не режут: опечатки есть, критических сбоев нет. Отдельно похвалим «локализаторов» из Microïds. В табличках, плакатах и брошюрах постарались обойтись без воляпюка. Совсем без ошибок не вышло, но и откровенных нелепостей мы не нашли.
Отлично
8,0
ОценкаИгромании
Вердикт
Если для вас Syberia 3 своего рода «блудное чадо» (не ждали, а «Сибирь» вернулась!), она может вас приятно удивить и напомнить о прекрасном времени, проведенном в компании Кейт Уокер. Но если вы последние десять лет верили и надеялись на продолжение — морально готовьтесь к разочарованию. Игра не лучше второй части. В некоторых аспектах она даже уступает классической дилогии. Но это не означает, что играть в Syberia 3 не стоит. Особенно если у вас есть консоль.