Торговля продуктами питания является одним из самых надежных видов бизнеса. Сколь бы высокой и неустойчивой ни была пирамида человеческих потребностей, пища всегда будет уверенно покоиться в самом ее основании, так что услуги продовольственного магазина даже при самой неблагоприятной экономической ситуации так или иначе будут пользоваться спросом.
Стоит, однако, учесть,что простым данный вид деятельности назвать никак нельзя и не имеющему достаточного опыта предпринимателю лучше следовать в фарватере решений, проверенных временем и на практике доказавших свою эффективность. Надежным проводником на этом нелегком пути станет бизнес план продуктового магазина, изложенный в данной статье. Воспринимать его следует только как пример, а не точное руководство к действию, ведь условия для осуществления розничной торговли в разных городах могут отличаться.
Первые шаги: выбираем место расположения
Разработка нового бизнес-проекта с нуля должна начинаться выбором подходящего места, что для прибыльности розничного магазина имеет первостепенное значение. Конечно, идеальным вариантом было бы размещение торговой точки в зоне с повышенной проходимостью, но такие «аппетитные» места чаще всего уже заняты крупными сетевыми супермаркетами. Мелким же предпринимателям остается осваивать спальные районы, где они открывают так называемые магазины шаговой доступности – расположенные во дворах многоэтажек мини павильоны с набором самых необходимых для повседневного питания продуктов. Надо сказать, что эта идея оправдала себя на 100%: у расположенного прямо у дома небольшого магазина, куда за хлебом, сахаром или другим внезапно заканчивающимся продуктом можно выйти прямо в тапочках, быстро появлялась постоянная клиентура и, как следствие, стабильный доход.
Как показывает опыт, для минимальной жизнеспособности продовольственного магазина в его окрестностях должно проживать хотя бы 1,5 тыс. человек, что составляет население четырех стандартных девятиэтажек. При такой конъюнктуре во дворе смело можно устанавливать модульный павильон и открывать торговлю с ассортиментом в 100 – 200 позиций. Если же объект будет работать в обычном жилом микрорайоне (именно на это рассчитан представленный здесь бизнес план открытия магазина ), его посещаемость вполне может составить 500 покупателей в день, что потребует задействования примерно 100 кв. м площадей (так называемый мини маркет). Из них 70 кв. м будут приходиться на торговый зал, а остальные 30 кв. м – на склад и подсобку.
О помещении
Строительство здания с нуля – удобный и многообещающий, но чрезвычайно затратный вариант. Одна только разработка проекта со всеми согласованиями некоторых начинающих бизнесменов может легко вывести из финансового равновесия. К тому же такой ход является довольно рискованным: вопреки всем ожиданиям, торговля может и не пойти, а потраченные на строительство деньги вернуть уже не получится.
Более правильным решением будет взять готовый магазин в аренду. Тем более что в настоящий момент найти подходящий вариант в спальном районе совсем не сложно: многие несостоявшиеся предприниматели, которые в свое время выкупили и вывели из жилого фонда несколько квартир на первом этаже, теперь сдают эти площади внаем. В среднем, аренда помещения площадью 100 кв. м вместе с коммунальными услугами обходятся в 400 – 450 тыс. руб. ежемесячно. Некоторые владельцы помещений готовы снизить арендную плату, если съемщик берется выполнить ремонт. Если вам удастся найти такого арендодателя – сэкономите внушительную сумму. Ведь делать ремонт наверняка придется: помещение продовольственного магазина должно соответствовать требованиям пожарной инспекции и санстанции, к тому же стильный современный интерьер больше располагает посетителей к совершению покупок.
Тип магазина и оборудование
Следующий этап – разработка стратегии. Предстоит выбрать схему работы нашего мини маркета – по принципу самообслуживания или торговля с прилавка. В первом случае выручка однозначно будет выше, но возрастут и первоначальные расходы: придется потратиться на создание службы безопасности (по одному охраннику в каждую смену плюс установка системы видеонаблюдения), иначе кражи сведут всю выгоду до нуля.
Мы рекомендуем начать с комбинированного варианта: реализацию наиболее востребованных продуктов вести с прилавка, а менее ходовые позиции (лучше, если это будут продукты в крупной упаковке) оставить в свободном доступе.
Остается составить план расположения стеллажей, прилавков и прочего оборудования. Как правило, товары делят на несколько групп:
- Хлебобулочные изделия;
- Бакалея;
- Гастрономия;
- Колбасы, полуфабрикаты и другие мясные изделия;
- Молочные продукты;
- Алкогольные и прохладительные напитки;
- Готовый продукт: салаты, соленья, маринованное мясо, куры-гриль и пр.
Помимо продуктов питания в магазине будут продаваться некоторые непродовольственные товары – бытовая химия, туалетная бумага, корм для домашних животных, спички и пр. Всего на площади, которую предусматривает данный бизнес план продуктового магазина, можно представить до 500 позиций. Разработка плана расположения стеллажей, как и способа выкладки продуктов, должна осуществляться с привлечением квалифицированного мерчендайзера. Доказано на практике, что грамотное расположение товаров может увеличить выручку на четверть. Рекомендуем приглашать такого специалиста ежемесячно для консультирования и обучения персонала.
Оборудование
Прилавки и стеллажи для торгового и складского помещений можно заказать в мастерской, они обойдутся примерно в 200 тыс. руб. Кроме них понадобится и более серьезное оборудование:
- Шкаф холодильный – 2 шт.: средняя стоимость составляет около 100 тыс. руб., итого – 2х100 = 200 тыс. руб.;
- Шкаф морозильный – 1 шт.: примерно 150 тыс. руб.;
- Шкаф-витрина – 2 шт.: 2х80 000 = 160 тыс. руб.;
- Электронные весы – 3 шт.: 3х50 000 = 150 тыс. руб.;
- Кассовые аппараты – 2 шт.: 2х25 000 = 50 тыс. руб.
Разнообразная мелочь – разделочные доски, ножи, емкости для хранения продуктов – обойдется примерно в 80 тыс. руб.
Таким образом, на закупку оборудования потребуется около 1 млн. руб.
Данный пример расчета составлен с учетом стоимости самой качественной импортной техники. Если вместо нее установить холодильники и витрины отечественного производства, которые по надежности и функциональности зачастую не уступают зарубежным аналогам, расходы удастся существенно сократить. Многие поставщики мороженого, полуфабрикатов и напитков на определенных условиях предоставляют холодильные агрегаты с логотипом компании в пользование бесплатно, что также позволит сэкономить немалую сумму.
При составлении финансового плана мы рекомендуем пользоваться как можно более точными расчетами, для выполнения которых следует выбирать конкретную модель оборудования и уточнять ее стоимость на текущий момент.
Подбор кадров и заработная плата
Для розничного магазина в формате «мини» будет достаточно по 3 – 4 продавца на каждую смену. Режим работы предполагается сделать двусменным, значит в штат необходимо будет набрать 6 – 8 человек.
На первоначальном этапе наиболее важным является создание положительного имиджа нового торгового заведения, поэтому подбор персонала следует проводить очень тщательно. Опыт работы в торговле желателен, но главными критериями все же являются доброжелательность и коммуникабельность. Экономить в данном случае не стоит: чтобы не упустить кандидата, обладающего упомянутыми качествами, можно предложить ему заработную плату выше среднего уровня. В самые трудные первые месяцы работы магазина, когда идет формирование покупательской аудитории, такая тактика полностью себя оправдывает. Средняя зарплата продавца составляет 15 тыс. руб. в месяц. Каждый работник должен иметь медицинскую книжку.
Функции управляющего поначалу придется взять на себя – пока построенная вами система не выйдет на стабильный режим работы. В дальнейшем можно будет нанять специалиста с хорошим опытом, который будет осуществлять руководство персоналом, вести товарный учет и работать с поставщиками. Наиболее подходящей для данного сотрудника является такая схема оплаты труда, при которой ему было бы выгодно способствовать росту продаж и увеличению выручки. Обычно ему выплачивают определенный процент от чистой прибыли. Для мини маркета с посещаемостью 500 человек в день будет достаточно 5% – 6%.
Финансовый баланс
Первоначальные вложения составляют 1,6 – 1,7 млн. руб. Ожидается, что стоимость покупки в среднем будет составлять 200 руб. Месячная выручка при этом составит около 3 млн. руб. Средняя наценка, принятая в розничных продовольственных магазинах, составляет 30%: 20% «набрасывают» на продукты питания и около 100% – на сигареты и алкоголь. Таким образом, прибыль составит около 750 тыс. руб., а чистый доход (за вычетом заработной и арендной платы) составит около 150 тыс. руб. Срок окупаемости при этом составит около года.
Юридическая сторона
Для получения разрешения на торговлю продуктами питания понадобится собрать следующий пакет документов:
- Свидетельство о праве собственности на помещение либо договор о его аренде;
- Заключение от ГПН (Госпожнадзор);
- Заключение от СЭС (Санэпидстанция);
- Договор с фирмой, осуществляющей установку и обслуживание пожарной сигнализации;
- Договор с компанией, осуществляющей вывоз мусора;
- План помещения с экспликацией (необходимо получить в БТИ);
- Договор с компанией, осуществляющей дезинфекцию;
- Готовый аттестат рабочих мест.
Организация работы и маркетинговые приемы
Номенклатурный перечень в 500 наименований предполагает сотрудничество примерно с четырьмя десятками поставщиков. Лучше всего связаться непосредственно с предприятием-производителем – с нынешними средствами связи это не трудно сделать – и расспросить об официальных дистрибьюторах, работающих в вашем городе. Сотрудничая с такой компанией, вы сможете покупать продукты по более низкой цене, чем у перекупщиков.
Подбирать ассортимент следует с учетом достатка потенциальных клиентов. Если мини маркет расположен у дома, относящегося к элитным, акцент следует сместить в сторону дорогих продуктов и напитков. Если же вы обосновались в обычном спальном районе – предложите больше доступной продукции из среднего ценового сегмента.
На первых порах поставщики работают с новым клиентом на условиях предоплаты или оплаты по факту, так что если вы начинаете торговлю с нуля, на закупку сразу всей ассортиментной карты средств может не хватить. Мы рекомендуем начинать с двухсот-трехсот наиболее востребованных продуктов повседневного питания, которые являются самыми «оборотистыми». В дальнейшем, при условии своевременной оплаты поставок, можно будет договориться об отсрочке платежей или даже о предоставлении товаров под реализацию. Это позволит расширить ассортимент без дополнительных финансовых вливаний.
Владельцу продовольственного магазина следует знать, что организация продаж в такого рода предприятиях – это целая наука, которая называется маркетологией. Маркетологи при содействии социологов чуть ли не под микроскопом исследуют ничего не подозревающих покупателей, наблюдая за их реакцией на музыку, запахи, цветовое оформление, характер расположения продуктов и многие другие факторы. Приведем пример подобного исследования: с помощью скрытой камеры компьютер отслеживает движения зрачка покупателя, разглядывающего витрину, и на основании полученных данных специалист принимает решение о наиболее выгодной позиции для нового, еще не раскрученного товара.
Компании, занимающиеся подобными исследованиями, проводят платные тренинги для менеджеров и продавцов магазинов, а также оказывают консультативные услуги по вопросам подбора ассортимента и оформления магазина – вплоть до темпа музыки, которая играет в торговом зале. Так что держите руку на пульсе событий и старайтесь быть в курсе современных научных достижений.
Чтобы выделиться среди конкурентов, в магазинную деятельность необходимо привнести некую изюминку – что-то такое, чего нет больше ни у кого. Можно, например, продлить рабочую смену до нуля часов (большинство магазинов такого формата работают максимум до 22-00). Другой пример : ввести в ассортимент продукт, которого наверняка нет в окрестных магазинах – настоящую домашнюю сметану или такой же мед, фирменный торт, свежую выпечку и т.п.
Еще один эффективный прием основан на том обстоятельстве, что при сравнении цен в разных магазинах покупатели в основном обращают внимание на довольно узкий перечень товаров – прежде всего на хлеб, крупы и сахар. Чтобы выигрышно смотреться на фоне конкурентов, эти продукты следует продавать дешевле, увеличивая (с целью компенсации) наценку на другие товары. То что они продаются дороже, чем в других магазинах, покупатели, как правило, не замечают.
В торговом зале нужно будет разместить стенд с Книгой жалоб и предложений (обязательно наличие образца ее заполнения) и Законом о правах потребителя.
Реклама
Привлечь покупателей к новому магазину, даже если он расположен непосредственно у дома, не так уж просто. Все дело в силе привычки – люди предпочитают делать покупки в хорошо знакомых местах. Для успешной борьбы за место под солнцем придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Открытие магазина должно быть запоминающимся. Очень полезно заказать освещение события в местной газете или на одном из городских телеканалов. Хорошего эффекта помогают добиться клоуны, раздающие детям подарки, всевозможные скидки и акции вроде «потратившему более 2 000 руб. – зубная паста бесплатно !»
- В первые дни работы разложите в почтовые ящики окрестных домов купоны на 10-процентную скидку в вашем магазине. Специалисты советуют повторить такую операцию три раза. Как показала практика, именно после трех посещений большинство покупателей становится постоянными клиентами.
- С определенной периодичностью заказывайте раздачу рекламных листовок в местах скопления людей. Как показали исследования, этот способ популяризации бизнеса является наиболее эффективным.
- Обязательно разместите рекламу магазина на городском интернет-портале.
- Периодически давайте рекламу на местных телеканалах, в газетах и на радио.
Помните, что грамотная разработка плана рекламной кампании играет решающую роль в развитии бизнеса.
Заключение
Разработка бизнес-плана собственными силами из-за недостатка информации может быть осуществлена начинающим предпринимателем неправильно. Приведенный в данной статье пример поможет избежать ошибок и позволит больше узнать о некоторых тонкостях организации розничной торговли продуктами. Согласно расчетам, для открытия магазина площадью 100 кв. м понадобится вложить до 1,7 млн. руб. Чистая прибыль ожидается на уровне 150 тыс. руб. в месяц, при этом срок окупаемости проекта составит 11 – 12 месяцев.