«ЭЛЕНИЯ C-27J СПАРТАН» — транспортный акробат
Тактический военно-транспортный самолет (США)
Этот самолет был создан концерном LMATTS, в состав которого вошла фирма «Локхид». Первый полет состоялся в феврале 1999 года. Предшественником этой машины был военно-транспортный самолет С-27 «Спартан», построенный в 1991 году на базе машины G222 итальянской компании «Эления». C-27J отличается от него множеством усовершенствований, включая кабину, оборудованную пятью дисплеями, и новейшей авионикой.
C-27J считается одним из лучших в классе средних военно-транспортных самолетов
Все эти нововведения позволили увеличить дальность полета и потолок C-27J на 35 и 30% соответственно. Самолет оснащен оборудованием для дозаправки в полете и имеет четыре узла для внешней подвески грузов либо дополнительных топливных баков, а также может совершать укороченный взлет и посадку.
Помимо обычных задач военно-транспортного самолета, таких как перевозка грузов, солдат и высадка десантов, C-27J может использоваться для патрулирования, тушения пожаров, оказания медицинской помощи и как наземный заправщик.
В 2001 году самолет прошел сертификацию в Италии, после чего эта страна заказала 12 машин. Два года спустя столько же машин пожелала приобрести Греция. Самолет до сих пор находится в эксплуатации в этих странах. Заказы на C-27J также разместили Болгария, Литва, Марокко и Словакия.
За счет высокой энерговооруженности и отличной маневренности C-27J способен выполнять различные фигуры высшего пилотажа, включая бочку и мертвую петлю
16 панелей остекления обеспечивают пилотам C-27J прекрасный обзор из кабины
Выдающиеся иностранные авиапарки
Пример одного из самых дорогих авиапарков, конечно же, компания из Арабских Эмиратов. Это одна из крупнейших мировых компаний, созданная высшим руководством страны ещё в 1985 году, базируется она в Дубае.
«Эмирейтс». Авиакомпания располагает новейшим парком воздушных судов «Эмирейтс A380» и Boeing 777s, а также отдельным парком малых самолетов для частных перелетов премиум-класса по всему миру.
- У компании 113 самолетов А380, оборудованных персональными каютами, полностью раскладывающимися креслами и душем-SPA в бизнес-классе, с доступом к Wi-Fi на протяжении всего полета, комфортным экономическим классом с достаточным пространством и настраиваемым освещением.
- «Эмирейтс» владеет самым большим парком самолетов Boeing 777 – 158 единиц.
История авиации
Джордж Кейли в XVIII веке создал несколько научных трудов по теме «Строительство летательных аппаратов». В них он подробно рассказывал о возможностях прототипов современного самолета.
Примечание. Наблюдения он вел за птицами. Он измерял скорость их полета, высоту, а также размах крыльев.
Американский конструктор представлял самолет в виде лодки с хвостовым оперением. Движение всей конструкции обеспечивали весла. Они передавали вращение на хвостовик в виде креста, который находился в конце воздушного судна.
История авиастроения началась в 1842 году. В это время Уильям Хенсон получил заказ на разработку проекта летательного аппарата. Конструктором была создана винтомоторная авиамашина. Воздушный винт поднимал судно, а также обеспечивал его движение. Стоит отметить, что некоторые идеи Хенсона до сих пор используют современные авиаконструкторы.
История самолетов российского производства началась в 20 веке. Изобретатель Н. А. Телешов впервые запатентовал проект «Системы воздухоплавания». Летательные аппараты должны были совершать полет посредством воздушного винта и паровой машины.
Чуть позже этот же конструктор предложил создать реактивный самолет. Разработки велись на основании его запатентованного проекта. Летательный аппарат должен был транспортировать пассажиров в закрытом корпусе воздушного судна. Причем этот аппарат должен был быть реактивным. После этого началось бурное развитие авиационной техники. Современные модели авиасуден поражают своими техническими и летными характеристиками.
Попытки преодоления кризиса в гражданском авиастроении. Проект SSJ-100
К началу нулевых ситуация в экономике России начала изменяться в лучшую сторону, чему способствовала благоприятная обстановка на рынке сырьевых ресурсов. На этом фоне правительство страны стало уделять больше внимания восстановлению некогда мощного гражданского авиастроения. Дальнейшая стагнация в этом сегменте грозила привести к полной утере компетенций в сфере разработки и производства пассажирских авиалайнеров, что не входило в планы государства.
В 2001 году была анонсирована госпрограмма по поддержке гражданского авиапрома, предусматривающая финансирование проекта создания нового пассажирского авиалайнера.
В 2000 году конструкторским бюро имени Сухого началась разработка нового регионального авиалайнера SSJ-100, создаваемого в тесной кооперации с ведущими западными авиапроизводителями. Проект наряду с разработками конструкторских бюро Ильюшина и Мясищева был представлен на рассмотрение экспертного совета Росавиакосмоса и стал победителем конкурса.
Реализацию осуществляла компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). К началу 2005 года в Комсомольске-на Амуре была создана новая сборочная площадка для производства разрабатываемого лайнера. Завод был оснащен современными линиями сборки, позволяющими впервые в России освоить технологию бесстапельного производства воздушных судов.
Первый полет авиалайнера, рассчитанного на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4600 км, состоялся в мае 2008 года, а первый серийный «Суперджет» был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года.
На мощностях авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) собрано около 200 самолетов SSJ-100. На сегодняшний день это единственный пассажирский авиалайнер, серийное производство которого осуществляется в России.
Несмотря на неоднозначное восприятие проекта, который подвергается критике по ряду параметров, SSJ-100 стал первым самолетом, разработанным и запущенным в серийное производство после развала СССР. Реализация проекта позволила освоить новые цифровые методы проектирования и передовые технологии производства, став тем самым отправной точкой для дальнейшего развития гражданского авиапрома страны.
«ШОРТ С-23 ШЕРПА» — ящик с крыльями
Легкий военно-транспортный самолет (Великобритания, США)
В начале 1980-х годов в Западной Европе находились 20 американских авиабаз, и самолетам каждой из них требовались запасные части. Возникла необходимость в легкой машине, которая могла бы доставлять из Америки такие грузы. Габариты ее грузового отсека определялись размерами двигателя истребителя «Фантом F-4», самого крупного из всех, что ей пришлось бы принимать на борт. Американцы хотели построить такой самолет силами самих европейцев. В финал объявленного конкурса вышли британская фирма «Шорт» и испанская CASA, причем последней оказывала поддержку американская «Макдоннел-Дуглас». Однако предпочтение все же было отдано «Шорту».
С-23 очень популярен в США, где его используют для доставки небольших грузов на слабо оборудованные полевые аэродромы, расположенные в глухих уголках страны
Новая машина получила название «Шерпа» (Sherpa), что значит «воздушный змей». Первый полет «Шерпа» совершил 23 декабря 1982 года. Затем последовали демонстрационные полеты в странах Западной Европы.
В марте 1984 года фирма «Шорт» получила от ВВС США контракт на 165 млн долларов для постройки 18 машин. «Шерпа» напоминал пассажирский самолет этой же компании «Шорт-330», только на нем было установлено новое радиоэлектронное оборудование, увеличен объем топливных баков, появились рабочие места для бортмеханика и штурмана. Пассажирский салон переоборудовали в транспортный отсек, снабженный устройствами для погрузки и выгрузки. К настоящему времени построено около 34 таких машин, и их производство продолжается.
Кроме грузов «Шерпа» может взять на борт 30 экипированных солдат либо 15 раненых на носилках
Неказистый с виду самолет получился очень удачным во всех отношениях. Его охотно эксплуатируют не только военные, но и многие гражданские авиаперевозчики
Российские показатели
Эксперты утверждают, что современная авиационная промышленность в России является лидирующей в мире по числу техники, производимой на заводах, и комплектующих. В оборонной среде авиапромышленность является ведущей.
Центры авиастроения в России находятся в разных городах и показывают качественные результаты. Сегодня в производствах этого рода работают:
- 20 довольно крупных предприятий по профилю авиации, занятых производством целых серий лайнеров
- 4 компании, занятых в сфере опытного строительства и экспериментальных разработок и наработок
- заводы по ремонту
- заводы по строительству и подготовке комплектующих и расходников
На сегодняшний день перспективными названы два авиапредприятия: Иркутский авиазавод и Нижегородский завод «Сокол».
Сделано в Сибири
На предприятии в Сибири активно работают на экспорт. Лайнеры, вышедшие отсюда, продаются в почти 40 стран мира:
- Китай
- Египет
- Вьетнам
- Индию и т.д.
Специалисты предприятия способны осуществить полный комплекс работ:
- Проектирование
- Строительство
- Испытание произведенных лайнеров
- Послепродажное обслуживание
За все годы своего существования Иркутский авиазавод выпустил более 6700 лайнеров. Сегодня специалисты предприятия специализируются на создании таких моделей, как:
- Су-30
- Як-130
- МС-21
- Як-152
Причем все они крайне популярны у конечных пользователей. Сейчас завод динамично развивается и активно продает свою продукцию, а также повышает ее рентабельность и конкурентоспособность.
Нижегородские достижения
Авиационный завод «Сокол» построен в 1932 году и за все годы своего существования заработал звание значимого предприятия в авиаиндустрии страны. Здесь планировалось поначалу сосредоточиться на разработке таких самолетов, как истребители, варианты разведывательного характера, пассажирские модели. Здесь было основано известное конструкторское бюро, которое возглавил Лавочкин. Под его руководством создавались, а после усовершенствованы такие легендарные лайнеры, как:
- ЛаГГ-3
- Ла-5
- Ла-5ФН
- Ла-7
На фронта во время ВОВ было поставлено почти 2 десятка тысяч таких летательных аппаратов. А это, по статистике того времени, каждая 4-я авиамашина.
Почему «Авиастар-СП» самый-самый в России?
Недостроенный корпус должен был увеличить выпуск «Русланов» до 100 штук в год
К сожалению, поделиться интересными моментами непросто, но в День авиации, 17 августа 2019 года мне наконец-то удалось сделать немного фотографий завода.
Построенный в порыве гигантомании, «Авиастар» отличался от других авиастроительных предприятий СССР, России и зарубежья колоссальными масштабами.
По проекту, площадь комплекса могла бы поспорить с полумиллионным городом, для обеспечения сотрудников жильём был организован и построен отдельный район города со своей инфраструктурой.
К сожалению, перестройка и последующее межвременье не позволили закончить задумку. Тем не менее завод даже после отторжения ряда уже освоенной площади занимает больше, чем квартал для его работников, и остаётся самым большим производственном комплексом города.
Совсем недавно здесь работало 45 тысяч человек. Сегодня на заводе трудятся только 9 тысяч и ещё 3 тысячи обслуживают его на договорной основе, являясь представителями сторонних организаций. Внушает?
Самолет-макет: реальный Ил-76МД-90А для ресурсных испытаний на прочность
На заводе существует ряд производств:
- центр металлургических компетенций
- заготовительно-штамповочное (ЗШП)
- механо-сборочное (МСП)
- неметаллов (МКП)
- агрегатно-сборочное (АСП)
- окончательной сборки (ПОС)
- летно-испытательная станция (ЛИС)
Эти и сопутствующие службы охватывают полный цикл, превращая металлические болванки в летающую машину. Именно здесь осваивали изготовление деталей из самых длинных металлических заготовок, варку титана, создавали уникальные композитные элементы, ныне забытые.
Роботизированный склад: детали вытаскивает манипулятор для конкретной работы. Рабочий только должен подойти
Да что там: в 90-е завод брался делать цельнотитановые яхты и мог в один заход обработать годовой объем деталей для автомобильного завода нашего города.
Один из бывших цехов ныне известен автопроизводителям России как завод оснастки «Форш»: он снабжает другие заводы необходимой, часто уникальной, оснасткой по всей стране. А для «Авиастара» — всего лишь один цех.
Стапель для работ на крыле «Руслана»
Комплекс изначально предназначен для постройки широкофюзеляжных крупнотоннажных самолетов. Ан-124 «Руслан» стал первым из них, хотя были планы реализации производства Ан-225 «Мрия», перспективных гипезвуковых пассажирских лайнеров и даже стратегических бомбардировщиков.
Если бы СССР не рухнул, именно здесь уже в конце 90-хх строили бы пресловутый ПАК ДА и серийные «Бураны».
Эти ворота меньше: всего 25 метров в высоту и около 50 в ширину. Как док для кораблей
В соответствии с масштабными планами был построен летно-испытательный комплекс с самой большой в СССР взлетной полосой, предназначенной для посадки особо тяжелых и специальных самолетов.
Но о нем — в другой раз. Сегодня о сборке агрегатов и окончательном производстве.
Российские производители авиационных комплектующих
№ | Город | Название предприятия | Область деятельности |
---|---|---|---|
1 | Москва | Авиаприбор | производство бортовых систем для авиалайнеров и транспортных самолётов |
2 | Ижевск | Авиатрейд | производство бортового электрического оборудования |
3 | Омск | Акционерная компания “Омскагрегат” | Серийный выпуск и ремонт агрегатов целого ряда авиационных двигателей и летательных аппаратов. |
4 | Москва | Ариез | Авиационные крепежные изделия, двигатели SAUER, Lycoming, воздушные винты, колесно-тормозные системы, топливные системы, гарнитуры, СПУ, БАНО, авионика, ЖК-дисплеи (пилотажно-навигационные и приборы контроля двигателя), штоковые механизмы, привязные ремни и т.д.. |
5 | Москва | ВАО “Интерпрофавиа” | Обеспечение эксплуатации авиационной техники в странах-импортерах в интересах предприятий-изготовителей и научных центров России; Поставка запасных частей, расходных материалов, приборов, оборудования и оказание услуг по обслуживанию авиатехники; Организация проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ в аэрокосмической области. |
6 | Павлово, Ниж.О | Гидроагрегат | производство воздушных винтов и гидрооборудовани |
7 | Щелкого-7, МО | Завод 31 ГA | производство наземного оборудования |
8 | Москва | Знамя | производство авиационных агрегатов для авиалайнеров и вертолётов |
9 | Москва | Научно-производственное объединение “Наука” | выпуск систем кондиционирования воздуха (СКВ) и систем автоматического регулирования давления (САРД) для самолетов, вертолетов и авиадвигателей: Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96-300, Ан-148, Ан-74, Ан-140, Бе-200, МиГ-29, СУ-27, Ка-50, Ка-52, Ми-24, Ми-26, Як-130, ПС-90 и др. |
10 | Пермь | Пермская НППК | производство бортовых навигационных систем |
11 | Нижний Новгород | Полёт | производство бортовых систем радиосвязи |
12 | Смоленск | Смоленский авиазавод | ремонт и техническое обслуживание ранее выпущенных лайнеров, поставка комплектующих для других авиационных предприятий |
13 | Казань | Цикл | производство бортовых кухонь |
14 | Ярославль | Ярославский шинный завод | производство шин для самолётов и вертолётов |
Исторический экскурс
Авиапромышленность в Российской империи зародилась в начале XX века. В 1908 году в стране началось производство дирижаблей, а в период с 1909 по 1917 гг. было построено около15 небольших заводов и мастерских по сборке аэропланов зарубежной разработки. К числу достижений дореволюционной России в области авиастроения следует отнести производство многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» разработки конструктора Игоря Сикорского.
Эпоха индустриализации, последовавшая вслед за Октябрьской революцией, дала мощный импульс развитию отечественного авиастроения. В стране были построены новые крупные авиазаводы, развернули деятельность конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева, Сухого, Микояна, Лавочкина.
В годы Великой Отечественной войны вся авиационная промышленность СССР была переведена на военные рельсы. Предприятия, многие из которых были перебазированы из центральных областей страны на восток, в ускоренном темпе осваивали производство новых, передовых для своего времени истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, что позволило свести на нет тотальное преимущество в воздухе немецко-фашистской авиации, имевшее место в первые годы войны.
Послевоенный период, особенно 60-70 годы, стал эпохой расцвета советской авиационной промышленности. В сегментах военной и гражданской авиатехники было разработано и запущено в серийное производство множество моделей, способных на равных конкурировать с техникой зарубежного производства. Вехами развития советской авиации стали такие модели пассажирских авиалайнеров: Ту-104, Ту-114 сверхзвуковой, Ту-144, Ту-154, Ил-18, Ил-62, первый советский широкофюзеляжный самолет Ил-86, транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ил-76, истребители Су и МиГ разных поколений, стратегические бомбардировщики Ту-95 и сверхзвуковой Ту-160, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-24, Ми-26.
Мировая авиационная промышленность
Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.
Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.
Замечание 2
Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам
Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.
Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.
В структуре мировой авиационной промышленности представлено:
- производство различных типов самолетов и вертолетов;
- изготовление двигателей;
- разработка и производство авионики (электронного оборудования).
Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.
Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.
Как скачать мобильное приложение «Самолет Девелопмент» для смартфонов
Мобильное приложение разработано для участников долевого строительства компании «Самолет Девелопмент». Программа предоставляет доступ в личный кабинет на официальном сайте девелопера. Она отображает информацию о приобретаемой квартире, других новостройках и позволяет всегда быть на связи с застройщиком. Возможности приложения Самолет Девелопмент:
- предоставляет онлайн-доступ ко всем документам;
- отображает график платежей и помогает планировать бюджет;
- информирует о степени готовности квартиры;
- позволяет записаться на осмотр квартиры;
- содержит базу ответов на вопросы, которые интересуют дольщика;
- обеспечивает круглосуточную обратную связь с застройщиком.
Скачать приложение Самолет Девелопмент для мобильных устройств можно в фирменных онлайн-магазинах GooglePlay и AppStore. Для безопасного перехода и скачивания программы нажмите требуемую кнопок внизу.
Требования к версиям программного обеспечения для мобильных устройств:
- Android – 4.0 и выше;
- iOS – 8.0 и выше.
Руководство
- Игорь Евтушевский. Генеральный директор, член совета директоров. Закончил механико-математический факультет Саратовского университета. Является основателем компании, возглавляет её с 2012 года. Имеет большой опыт работы в сфере строительства, управления торговыми объектами, строительными компаниями. Возглавлял культурно-развлекательный центр «Самолёт-Боулинг», компании «Самолёт Девелопмент Групп», «Ведис Девелопмент», «Главстрой СПб».
- Михаил Кенин. Член совета директоров и мажоритарный акционер «Самолёт Девелопмент». Работает в сфере жилищного строительства с 2007 года. Занимается реализацией масштабных проектов по комплексному освоению территорий. Стоял у истоков создания ГК «Самолёт».
- Владимир Орлов. Исполнительный директор дирекции строительства №1. Закончил МВТУ им. Баумана. В сфере девелопмента работает в течение 20 лет, 10 лет управляет бизнес-процессами. Ввёл в эксплуатацию 720 тысяч квадратных метров жилья и 30 тысяч квадратных метров инфраструктуры.
- Денис Давидко. Исполнительный директор дирекции строительства №2. Закончил экономический факультет МГУ, а также Университет Вирждинии в США. В команде ГК «Самолёт» с 2016 года. Имеет значительный опыт в сфере руководства крупными строительными и финансовыми компаниями.
- Дмитрий Шалыгин. Исполнительный директор дирекции строительства №3. Закончил МГУ «Станкин». Обладает большим опытом работы в крупных девелоперских компаниях.
- Александр Ермак. Заместитель главного директора по градостроительной политике и внешним связям. Закончил строительный факультет Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета по специальности «Пользователь систем автоматизированного проектирования». В команде «Самолёт Девелопмент» трудится с 2013 года. Имеет внушительный опыт работы в крупных строительных компаниях, является специалистом в сфере градостроительной документации и оформлении градостроительных прав.
- Сергей Паршин. Исполнительный директор «Самолёт Ленинградская область». Закончил Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет и Высшую экономическую школу при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов.
- Дмитрий Волков. Коммерческий директор. Закончил МГУ по специальности «Физика наноструктур». Специалист в консалтинге, ритейле и девелопменте. В компании «Самолёт Девелопмент» работает с 2017 года и занимается продвижением и продажами.
- Виталий Руденко. Финансовый директор. Закончил Московский авиационный институт и Лондонскую школу экономики, имеет степень MBA. В ГК «Самолёт» с 2018 года. Обладает опытом в сфере инвестирования, финансирования, операционного управления.
Текущее состояние отрасли
Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.
Среднемагистральный авиалайнер МС-21
В секторе гражданского авиастроения первоочередное внимание уделяется реализации проекта среднемагистрального самолета МС-21, разработанного конструкторским бюро имени А. С
Яковлева. Самолет, серийное производство которого планируется осуществлять на площадях иркутского авиазавода «Иркут», отличают инновационные решения. Главным из них является так называемое «черное» крыло, создаваемое из композитных материалов. Широкое применение композитов позволяет снизить массу лайнера, тем самым увеличив полезную нагрузку и топливную эффективность.
На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2021 год.
Региональный самолет Ил-114
Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.
В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.
В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2021 году.
Транспортный самолет Ил-476
Военно-транспортный Ил-476 является глубоко модернизированной версией советского транспортника Ил-76, производившегося на ташкентском авиазаводе. Обновленная машина получила усовершенствованное крыло, новые двигатели и «стеклянную» кабину. Производство самолета налажено на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП».
Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.
Среди перспективных проектов – производство тяжелых транспортных самолетов Ил-276 и местных авиалиний «Байкал», широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, разрабатываемого совместно с КНР.
Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.