Содержание понятия «планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
- годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
- планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
- комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
- перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
- календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
- недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
- план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
- поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Типы и виды проектов по ФГОС ДО
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
- По доминирующему принципу.
- По характеру содержания и информативности.
- По роли ребенка в проекте.
- По особенностям проводимых контактов.
- По количеству участвующих в проекте людей.
- По сроку действия.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческие.
- Ролевые с элементами игры.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Творческие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Большое значение имеют следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- межгрупповые;
- комплексные;
- творческие.
Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Документы, необходимые для реализации проекта
Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:
- Составить цель проекта.
- Разработать план достижения цели.
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Собрать необходимый материал.
- Включить в проект занятий разные виды деятельности.
- Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.
При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:
- Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Тематические дни
Тематический день — коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:
- свободно выбирать вид деятельности;
- проявлять инициативу;
- учиться выражать мысли и чувства.
Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:
- игры;
- проведение опытов;
- творческое осмысление темы;
- создание проектов;
- театрализацию;
- трудовую активность;
- бытовое общение с товарищами и взрослыми.
Тематический день составляется поэтапно:
- осмысление идеи;
- формулирование целей и задач;
- описание целевой аудитории (дети, родители);
- разработка сути;
- описание результатов;
- составление плана подготовки и проведения;
- написание сценария;
- указание способа подведения итогов (словесное одобрение, поощрение каким-либо другим способом, например, награждение конфетами и т. п.).
Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:
- «День Знаний»;
- «Что нам осень принесла?»;
- «День здоровья»;
- «День народного единства»;
- «День матери»;
- «День прощания с ёлкой»;
- «День игры. Лего»;
- «День театра»;
- «День зимних забав»;
- «День защитников Отечества»;
- «Мамин день»;
- «Весна-красна»;
- «День победы»;
- «День защиты детей».
Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен здесь.
Тематические дни подводят итог изучения темы
Маркетинговый план
Сразу нужно отметить, что деятельность детских садов оказалось не подвержена влиянию экономического кризиса, начавшегося в 2014 году, в плане падения спроса на услуги. Необходимость воспитания детей в детских садах никак не зависит от материального положения их родителей, повышения цен на питание, одежду и обувь коммунальные услуги, и т.д.
Курс на улучшение демографической обстановки в стране, взятый правительством страны несколько лет тому назад, сейчас начал приносить свои результаты, и количество рождаемости значительно возросло. А вместе с тем, выросли и запросы на услуги детских садом. Недооценить данную бизнес-идею невозможно.
Одним из ее преимуществ в сравнении с другими видами бизнеса является ее абсолютная беспроигрышность, даже при неумелой организации бизнеса. В столице, например, существует довольно много семей, в которых детей отдают в детские сады в большинстве случаев, явно нарушающих нормы содержания детей, просто потому, что иного выхода не существует.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в проведении какой-то особой маркетинговой кампании нет необходимости, следовательно, на этой статье расходов можно немного сэкономить. К тому же лучшей рекламой будут являться отзывы довольных детей. Поэтому практически все, что нужно – это организовать действительно хорошее заведение с интересной развивающей образовательной программой.
Однако, проблема в организации частного детского сада все-таки существует. Это вопрос кадров – высококвалифицированных воспитателей и педагогов. Эти профессии на сегодняшних день являются одними из самых низкооплачиваемых. Исключая, конечно, ситуацию с элитными детскими садами. Многие специалисты либо «ушли» в репетиторство, нянями, либо гувернантками, либо стали работать по смежным профессиям.
Ситуацию несколько спасет тот факт, что основными соискателями работы являются женщины в возрасте от 40 лет с солидным опытом работы.
В Таблице № 2 представлен средний уровень зарплаты работников детских садов в Центральной части России:
Должность | Ожидаемая зарплата | Фактическая зарплата |
---|---|---|
Воспитатель | от 17 тысяч рублей | 13-15 тысяч рублей |
Педагог | от 22 до 30 тысяч рублей | 17-23 тысячи рублей |
Преподаватель специальных дисциплин | От 20 тысяч рублей | 10-13 тысяч рублей |
Проблемы записи в детские сады в Москве начали решать посредством записи через интернет, на сайтах учреждений, либо через МФЦ – многофункциональные центры. Хочется надеяться, что в самом ближайшем будущем такая процедура будет внедрена и в других регионах страны.
В Таблице № 3 представлены средние цены на услуги детских садов в различных регионах России:
Город | Цены в государственном детсаде, тыс. рублей | Цены в частном детсаде, тыс. рублей |
---|---|---|
Москва | от 60 | от 80 |
Пермь | от 40 | от 50 |
Владивосток | от 45 | от 55 |
Красноярск | от 35 | от 40 |
Калининград | от 40 | от 55 |
Сочи | от 50 | от 60 |
Екатеринбург | от 50 | от 60 |
Основные этапы реализации проекта
Начало реализации проекта – непосредственно после принятия бизнес-плана Заказчиком, либо после получения кредитных средств.
Основные этапы по реализации настоящего проекта, условия и сроки их выполнения представлены в Таблице №1:
Этапы выполнения проекта | Сроки выполнения |
---|---|
Заключение инвестиционного договора | 1 месяц |
Получение заемных средств | 1 месяц |
Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах | 1 месяц |
Подбор местоположения и оформление документации | 1-6 месяцев |
Приобретение и монтаж оборудования | 1 месяц |
Подбор персонала | 1 месяц |
Проведение маркетинговой кампании | 1-24 месяца |
Организационный план компании
Регистрация, документы
В первую очередь необходимо получить разрешение на ведение предпринимательской деятельности. Для организации частного детского сада подойдет как ИП, так и ООО. Процедура регистрации простая:
- Подготовка документов – паспорт, ИНН, заявление и оплаченная квитанция госпошлины. Для открытия ООО дополнительно потребуется предоставить устав общества, решение об учреждении, распределение долей, если учредителей более одного, а также факт наличия уставного капитала.
- Обращение в ФНС.
- Получение документов, разрешающих ведение предпринимательской деятельности.
Процедура протекает не более 5 дней.
Далее необходимо получить лицензию на открытие частного детского сада. Многие предприниматели игнорируют этот момент, руководствуясь ст. 48 «Законом об образовании». В нем сказано, что деятельность, связанная с присмотром за детьми и оказанием услуг по развитию, не подлежит лицензированию. Под это определение подходят развивающие центры, самостоятельные секции и кружки, но никак не полноценные детские сады, деятельность которых связана с образовательным процессом.
Таким образом, бизнесмену грозит крупный штраф, если при очередной проверке окажется, что указанная в документах деятельность не соответствует действительности. Именно поэтому рекомендуется сразу получить лицензию.
Алгоритм действий:
- Сбор документов – разрешение на предпринимательскую деятельность, договор аренды помещения или право собственности, сведения о сантехническом состоянии здания, программы обучения, план мероприятий.
- Обращение в местный департамент образования.
- Подача документов.
- Ожидание решения.
Чиновники рассматривают обращение в течение 30 дней, после чего выносят положительное или отрицательное решение. Если возник отказ, то указываются недочеты, после исправления которых можно снова подавать документы и рассчитывать на успех.
Помещение и дизайн интерьера
Помещение под детский сад должно соответствовать определенным нормам и требованиям, указанных в СанПиН. Основное – это площадь, которая распределяется с учетом 2 кв. м. на одного ребенка. К этому нужно прибавить помещения кухни, коридоров, подсобки, туалета. В итоге, для детского сада с численностью 50 человек потребуется площадь 140-150 кв. м.
В городских условиях подобрать подходящее помещение крайне сложно. Это должно быть либо обособленное здание, использующееся ранее в торговых или складских целях, либо входить в состав многоэтажного дома. Например, две трехкомнатные квартиры на первом этаже или небольшой склад вблизи торгового центра в спальном районе. В любом случае помещение необходимо привести в надлежащий вид в соответствии с действующими стандартами.
О дизайне интерьера много говорить не стоит. Здесь нет никаких стандартов и рекомендаций. Детям нравятся красочные и яркие цвета, поэтому отталкиваться при оформлении помещения стоит именно от этого. Используемые материалы должны быть безопасными и экологически чистыми.
Покупка оборудования, мебели и инвентаря
Для детского сада потребуется:
- шкафы для переодевания;
- скамейки;
- столики и стулья для приема пищи и игр;
- кроватки для сна;
- постельное белье;
- шкафы и полки для игрушек, книг;
- инвентарь для кухни, подсобного помещения, туалета и ванной комнаты;
- игрушки, развивающие конструкторы, книги, канцелярские принадлежности;
- электроника – компьютеры для работы, проектор и музыкальное оборудование.
Персонал детского сада
Сотрудники:
- 2 воспитателя на одну группу;
- 1 помощник воспитателя на группу;
- 1 повар;
- 2 помощника повара;
- 1 подсобный рабочий;
- 1 администратор;
- 1 медицинский работник;
- 1 бухгалтер.
Правила организации физической среды в детском саду
Разнообразие. Чем разнообразнее среда, тем интереснее ребенку ее исследовать. Исследовательскую свободу ребенка нельзя ограничивать, но предметы, способные навредить ребенку, разумнее убрать из поля его деятельности.
Новизна. Разнообразный опыт порождает у ребенка интерес и готовность к исследованию. Момент новизны помогает сохранить убирание на время известных игрушек.
Сложность. В среде должны быть предметы, заставляющие ребенка
думать, рассуждать, анализировать.
Смена уровней развития. Среда должна давать ребенку возможность действовать на новом уровне, в зоне ближайшего развития.
Фоновые условия. Фон можно разделить на два вида: шум и действия
Громкий шум притягивает внимание ребенка, а неожиданный отвлекает его от текущей деятельности. Громкий, постоянный шумовой фон делает детей при общении со средой пассивным
Следует отметить, что девочки
менее чувствительны к шуму, чем мальчики.
Идеально, когда ребенок имеет возможность участвовать в планировании и оформлении своего окружения. В детском саду ребенок может выбрать картинку для своего шкафчика, кровать, поучаствовать в выборе игрушек или книг для группы, выбрать свой рисунок для выставки. Такие действия, позволяют ребенку понять, что с его мнением считаются.
Теснота. Среда должна способствовать созданию социальных контактов, но при этом у ребенка должна оставаться возможность уединиться. Приватность дает свободу выбора: общаться или не общаться.
Своя территория. Каждый ребенок даже в детском саду должен иметь территорию, принадлежащую только ему: персональное место за столом,
шкафчик для одежды, полотенце для рук, корзинка с личными вещами в уголке для занятий. Это создает чувство безопасности и повышает самосознание.
Принятие ответственности. Среда должна накладывать ответственность на ребенка за последствия, возникшие в результате определенных ситуаций.
Индивидуальные и культурные различия. Половые и возрастные различия относятся к индивидуальным. Учесть такие различия в детском саду можно при помощи создания различных игровых уголков.
Анализ рынка
Целевая аудитория
ЦА частного детского сада – родители детишек в возрасте 3-6 лет. До 3-х лет малыши воспитываются дома с мамой или посещают ясли, а после 6-летнего возраста детей, как правило, в сад не отдают. Если ребенок не посещал садик до этого возраста, значит с ним есть кому сидеть дома (мама, бабушка). Из муниципальных учреждений также редко переводят в платные, поскольку ЦА этих организаций очень отличаются.
В итоге, целевая аудитория проекта – родители детей от 3-х до 6-ти лет. Инициатором зачисления в сад чаще всего становятся мамы, возраст которых в 70% случаев не превышает 30-35 лет.
Критерии ЦА частного детского сада:
- женщины;
- возраст – 20-30 лет;
- доход семьи – выше среднего.
Последний пункт очень важен, потому что услуги детсада платные, а их размер нельзя назвать маленьким. К примеру, родителям, семейный бюджет которых не превышает 45-50 тысяч рублей в месяц, будет сложно оплачивать услуги частного детского сада в размере 17-20 тысяч рублей.
Оценка уровня конкуренции и рисков
Конкуренция в сфере частных детских садов есть, но она невысокая. Особенно это касается провинциальных городов, где на 500-700 тысяч населения приходится не более 8-12 организаций. Нельзя сказать, что это катастрофически мало, но и говорить, что рынок перенасыщен этим видом услуг, тоже не приходится.
Оценить конкуренцию в конкретном городе достаточно просто – все организации по предоставлению образовательных услуг обязаны быть официально зарегистрированы. Нелегалов здесь быть не может, поэтому количество детских садов можно с легкостью определить через интернет, задав соответствующий запрос в Яндекс или Гугл картах. Система предоставит все учреждения с адресами и телефонами.
Дальнейшие действия по анализу конкурентов – это получение важной информации от них самих же. Для этого нужно будет обзвонить/посетить все или некоторые садики под видом родителей и выяснить:
- Количество детей в группах и во всем саду.
- Типы программ обучения.
- Режим дня.
- Рацион.
- Стоимость услуг.
- Количество работников.
- Перечень дополнительных услуг и занятий.
- Оборудование помещения.
Естественно, все это узнать можно любым другим способом, но именно «под видом родителей» результат будет эффективнее, потому что организаторы заинтересованы в новом клиенте и радушно все покажут и расскажут. Ничего тайного и криминального в этом нет, поэтому не стоит думать, что, получая сведения таким образом, происходит мошенничество или кто-то кого-то обманывает.
Риски, связанные с открытием частного детского сада:
- отсутствие спроса на услуги – возможно, предприниматель выбрал неудачное расположение детского сада, проигнорировал анализ конкурентов и открыл бизнес по соседству с аналогичным учреждением, завысил цены и т.д. Причин может быть множество, поэтому необходимо пересмотреть бизнес-план и найти именно эту самую причину;
- отказ в выдаче лицензии – ситуация характерна, когда помещение или район города не предназначены для образовательных учреждений, развивающие программы устарели, воспитатели не имеют педагогического образования;
- эпидемии, болезни – в случае заболеваемости ребенка родительская плата пересчитывается с учетом пропущенных дней. Предприниматель несет убытки. При этом место за малышом сохраняется, поэтому компенсировать отсутствие прибыли не представляется возможным. При массовой эпидемии гриппа зимой, когда посещаемость сокращается вдвое, этот риск наиболее существенен. Выход лишь один – заложение возможных расходов в родительскую плату заранее;
- сезонность – летом посещаемость частного детского сада, как и любого другого дошкольного учреждения, падает на 50-70%. К этому нужно быть готовым, потому что решить проблему с низкой прибылью не удастся.
Составление перечня конкурентных преимуществ
Чтобы выгодно отличаться на фоне конкурентов, рекомендуется разработать ряд преимуществ, которых нет у других организаций:
- группы выходного дня – определенное количество часов в субботу и воскресенье, что согласовывается позднее с заинтересованными родителями;
- продленный день – работа детского сада до 20-21 часа;
- охрана помещения, пропускной контроль, видеонаблюдение;
- скидки при оплате годового абонемента;
- удобное расположение детского сада.
Бизнес план детского сада. Вложения и прибыль
Сколько стоит открыть детский сад и сколько денег вам потребуется, однозначно сказать трудно. Все зависит от того сколько групп и с каким количеством детей у вас будет, придется ли вам арендовать помещение, нанимать ли персонал или с ролью медсестры или воспитателя вы сможете справиться сами. Попробуем сделать примерные расчеты.
- оборудование – 125 тыс. рублей;
- аренда помещения и коммунальные услуги -30 тыс. рублей;
- ремонт – 100 тыс. рублей;
- оформление документов – 25 тыс. рублей;
- заработная плата персоналу – 30 тыс. рублей;
- непредвиденные расходы – 30 тыс. рублей.
Скачать готовый бизнес план частного детского сада
То есть, чтобы открыть детский сад вам потребуется 340 тысяч рублей. Если в вашем детском саду будет одна группа из 12 человек, а плата за ребенка составит 10 тысяч рублей, следовательно, вы сможете получать 120 тысяч рублей.
Чтобы вести дела более успешно, есть вариант работы по франшизе. Очень популярна сегодня, например, франшиза развивающего центра «Сема» или детского сада «Bambini-Club»
Франшиза потребует дополнительных затрат, но и окупится детский сад в этом случае быстрее.
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Как создать сад своей мечты
Правильная планировка – это не только правильное расположение и размещение основных объектов озеленения. Необходимо еще постараться связать между собой все посадки и создать одну общую картинку.
Когда надел небольшой по площади и хочется на его территории иметь все, и сад, и огород, и цветник, и газон, нужно научиться комбинировать цветочные и овощные клумбы, вместо привычных грядок использовать большие вазоны или горшки. Всегда эффект смотрятся партерные газоны, вертикальные композиции, увитые вьющимися растениями. Для их размещения нужно использовать продуманные маршруты: цветочные и овощные розетки проще высаживать вдоль извилистых дорожек, Для посадки вьюнов выбирать места возле заборов и малопривлекательных хозяйственных построек.
Огород, как часть садаИсточник pinterest.ru
Очень празднично выглядит загородный дом, если рядом с его фасадом высажены деревья красивой шарообразной формы. Одинаково выразительно смотрятся огородные грядки, обрамленные бордюрами из самшита.
Видео описание
В видео ландшафтный дизайнер делится хитростями по планировке сада:
Обобщение по теме
Если заранее на бумаге составлен план озеленения, формирование сада и огорода будет осуществить гораздо проще. Стоит при этом стараться уходить от традиционных решений и использовать необычные идеи. При помощи них формировать гармоничный узор, способный стать центром общей композиции. Тогда придомовая территория будет выглядеть очень красиво и презентабельно.
Место для огорода
Современные проекты сада и огорода на участке отличаются оригинальностью. Многие стремятся максимально замаскировать грядки и сделать их частью ландшафтного дизайна. Существует огромное количество идей, позволяющих наглядно увидеть, как это можно сделать. Сегодня грядки с салатом могут выглядеть как цветочные клумбы, качены капусты стать частью вертикального ландшафтного озеленения, листва тыквы способна украшать арки и перголы, а грядки с помидорами могут формировать зеленые комнаты.
Клумбы с цветами и салатомИсточник ogorod.mirtesen.ru
Какая бы ни была выбрана форма для создания огорода, выращивание растений должно придерживаться существующих правил.
- Для семьи из четырех человек не нужно разбивать большой огород, под него можно выделить не больше полсотки земли. При грамотном размещении растений, несложно будет собрать очень большой урожай.
- Овощным растениям не нужно столько света, как плодовым деревьям, поэтому огород можно разбивать там, где нет тени с полудня до вечера.
- Если грядки поднять на высоту 30 см над уровнем земли, это положительно скажется на урожайности.
- Вьющие ся растения, такие как горох или фасоль, лучше высаживать в круглые клумбы и посередине ставить пирамидку, связанную из проволоки. Растения со временем ее полностью заплетут, на участке появится очень красивый элемент ландшафтного дизайна, который будет органично смотреться в выбранной стилистической концепции. При этом потом собирать плоды будет гораздо проще.
Оригинальный элемент декора помогает выращивать фасоль и горохИсточник emprendiendo.club
При планировании ассортимента овощей, нужно стараться сочетать сорта с разными сроками цветения и созревания. Сначала высеиваются ранние растения (салаты и редис, пряные травы), потом между ними можно высаживать кабачки и перец. Когда первые сойдут, вторые будут радовать глаз своей зеленью.
Проекты. Проектная деятельность в детском саду – Проект «Дети на улице»
Публикация «Проект «Дети на…»
Разработан на 3 месяца с детьми и родителями средней группы Не снижающаяся аварийность на дорогах представляет сегодня серьезную угрозу не только для населения страны, но и для всех сфер жизни и деятельности общества. Воспитать маленького человека законопослушным гражданином…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР.
Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог.Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития, детей с определенными трудностями в общении, эмоционально- волевой сфере.Целями этой…
Перспективный план взаимодействия с семьей в ходе проекта «Наши любимые книги», на 2012–2013 год
Возрастная группа: старшая Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Сентябрь Анкетирование родителей старшей группы «Ребенок и книга» Октябрь Папка – передвижка «Роль сказки в нашей жизни»…
«Украсим наш детский сад». Реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. В настоящее время…
Проекты. Проектная деятельность в детском саду – Космос и дети. Проект
Статья «Космос и дети….»
О Оглавление Введение Глава 1. Организация работы над проектом 1.1 Направление проектной деятельности 1.2 Обеспечение проекта 1.2.1 Методические ресурсы 1.2.2 Материально – технические ресурсы 1.2.3 Мультимедия ресурсы 1.3 Принципы 1.4 Необходимые условия реализации проекта 1.5…
Проект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Времена года»
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Зыкова Елена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка» городского округа города Выкса…
Информационно-творческий проект «В гостях у сказки».
Проект «В гостях у сказки». 1. Разработчик. Воспитатель Шейко Е.В. 2. Участники проекта: воспитанники средней группы (4-5лет, воспитатели, родители, воспитатель ИЗО. 3. Образовательная область: коммуникация (речевое,эстетическое развитие) детей среднего дошкольного возраста. 4….
Здоровый Образ Жизни. Краткосрочный проект
Здоровый Образ Жизни Краткосрочный проект на тему «Физкультура и хореография в помощь детям и родителям» составила воспитатель г.Серпухова МДОУ д/с №34 «Звездочка» Полякова Ирина Викторовна. Проект составлен для средней группы. Цель: – Дать детям и родителям представление о…
Проекты. Проектная деятельность в детском саду – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
… 6130 …