Формы реорганизации бюджетного учреждения.
Форма реорганизации | Описание правопреемства | Вид правопреемства |
---|---|---|
Слияние | Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению | Универсальное |
Присоединение | К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения | Универсальное |
Разделение | Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом | Сингулярное |
Выделение | При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом | Сингулярное |
Преобразование | При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются | Универсальное* |
* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных ( ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.
Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд, правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.
Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».
Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).
Судебная практика. В арбитражном порядке было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения.
Реорганизация в форме присоединения: что это такое и зачем она нужна?
Присоединение – не единственная форма реорганизации предприятия. Если решаться на столь радикальный шаг переформатирования бизнеса, нужно изучить все возможности, чтобы выбрать наиболее подходящий для себя вариант с учетом проблем, возникших в компании, и ваших ожиданий.
1. Что такое реорганизация в форме присоединения?
Представим себе ситуацию: есть несколько юридических лиц. По отдельности довольно слабых, одно так вообще на ладан дышит и по-хорошему его пора бы ликвидировать.
Руководители этих юрлиц после переговоров и изучения положения дел друг друга понимают, что, присоединив часть предприятий к одному (более сильному), все получат импульс для развития и смогут избавиться от ряда проблем.
Собственно, в этом и состоит суть реорганизации (изменения структуры компании) путем присоединения.
Особенность реорганизации в любой из форм состоит в том, что субъект (или субъекты) предпринимательской деятельности перестают существовать в том виде, в котором они работали до этого, и на их основе формируется совершенно новая организация, которая, однако, получает права, обязанности и привилегии своих предшественников.
Реорганизовываться путем присоединения может как одна, так и несколько компаний.
Есть ряд нормативных актов РФ, которыми должны руководствоваться владельцы, задумавшие реорганизацию.
1. | Налоговый кодекс РФ |
2. | ФЗ «О государственной регистрации…» № 129-ФЗ от 08.08.2001 |
3. | ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ |
4. | ФЗ «Об обществах…» № 14-ФЗ |
5. | ГК РФ, часть 1. |
6. | Постановление правительства РФ № 110 от 26.02.2004 |
7. | Постановление Пленума ВАС РФ № 19 от 18.11.2003 |
Преимущества реорганизации путем присоединения:
- Помогает изменить структуру компании или и вовсе ликвидировать ее в более краткие сроки, чем другие формы реорганизации.
- Отсутствие ограничений: даже наличие финансовых проблем и обязательства перед кредиторами не помешает реорганизовать компанию – это все перейдет новообразовавшемуся предприятию.
- Абсолютная законность процедуры, конечно, при условии, что вы все сделаете правильно.
- Оптимизация ресурсов, сокращение расходов.
- Возможность вывести свой бизнес на новый уровень, завоевать большую часть рынка, увеличить прибыль, получить доступ к недоступным ранее источникам развития и т.д.
Недостатки реорганизации, совершенной по форме присоединения:
- Это не панацея от финансовых проблем и, присоединив свое предприятие к другому, нельзя спрятаться от долгов, потому что их придется выплачивать приемнику, который берет на себя обязательства предшественников в полном объеме.
- Вы станете объектом пристального внимания налоговиков, которые знают, что многие бизнесмены используют реорганизацию для того, чтобы реорганизовать свою компанию, а не вывести ее на новый уровень.
2. Зачем нужна реорганизация в форме присоединения?
Есть ряд причин, по которой собственники решают реорганизовать юридическое лицо в форме присоединения.
Не всегда эти причины прозрачные, поскольку собственником может руководить желание просто ликвидировать свое предприятие по упрощенной схеме или уйти от возникших долгов.
Но чаще всего предпринимателями движет экономическая выгода, которую они хотят получить после присоединения своей компании к другой.
Основные причины реорганизации по форме присоединения:
- Ограниченные возможности для развития.
- Высокие цены на закупку сырья (для производственных предприятий).
- Высокий уровень конкуренции на рынке, с которым не получается бороться в том виде, в каком существует компания.
- Отсутствие слаженной работы разных структурных подразделений.
- Небольшие доходы, которые хочется повысить.
- Проблемы с наличием перспектив, которые могут появиться после реорганизации.
- Рамки, что не позволяют расширяться.
- Финансовые трудности и т.п.
Почему присоединение — это выгодно
Зачастую объединение усилий и возможностей нескольких компаний на рынке позволяет достичь высоких результатов
Если собственники двух или нескольких компаний хотят объединить свои усилия и расширить возможности на рынке, у них есть два варианта действий — провести слияние или присоединение компаний. Принципиальная разница между этими способами состоит в том, что:
- первый (слияние) предполагает одновременное завершение деятельности всех находящихся в процедуре компаний и создание абсолютно новой впоследствии;
- второй (присоединение или поглощение) подразумевает укрупнение одной компании за счëт присоединения к ней всех остальных.
И присоединение, и слияние предполагают правопреемство вновь создаваемой компанией всех прав и обязательств реорганизуемых фирм. Интересно, что фирмы в регионах предпочитают реорганизацию в форме слияния, а организации федерального масштаба — присоединение и поглощение.
Что происходит с уставным капиталом после реорганизации бизнеса
В ходе проведения процедуры присоединения возможны три варианта развития событий:
- уставные капиталы компаний сливаются — тогда происходит конвертация долей участников общества пропорционально получившейся сумме УК;
- уставный капитал материнской фирмы остаётся без изменений — в этом случае доли других участников придётся выкупить;
- акционеры компании или её вкладчики на общем собрании решают, каким будет УК и как распределятся доли участников фирмы.
Кому выгодно преобразование компании
Преимущества присоединения (в сравнении со слиянием):
- меньшая трудоëмкость, временная и финансовая затратность процедуры — самый значительный объëм работ (инвентаризация, составление передаточного акта и прочее) проводятся лишь по присоединяемым компаниям. Другими словами, в случае когда объединяются две компании, объëм работ в сравнении со слиянием уменьшается вдвое;
- возможность сохранить положительную деловую репутацию, бренд, известность одной из компаний (поглощающей другую);
- шанс сохранить лицензии и разрешения, имеющиеся у одной из компаний (поглощающей).
Впрочем, вопросы разделения долей объединëнного юрлица и управления его деятельностью могут быть без ущерба для всех разрешены ещë на стадии заключения договора о присоединении.
Договариваться всегда выгоднее, чем враждовать, поэтому в большинстве компаний после присоединения дела идут гораздо лучше
У присоединения есть и ещë один немаловажный минус: возможность воспользоваться этим способом существует лишь для организаций, имеющих одинаковую организационно-правовую форму. Так, акционерное общество может присоединить АО или ОАО, ООО — только ООО, унитарное предприятие — лишь унитарное предприятие.
Соблюдай правила
Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью и ГК РФ регламентируют порядок преобразования. ООО можно преобразовать в АО или кооператив. Прямой переход в другие формы запрещен.
Чтобы преобразовать учреждение в хозяйственное товарищество, сначала нужно преобразовать ООО в АО или производственный кооператив. Реорганизация по пути преобразования выполняется с учетом числа учредителей и размера уставного капитала. УК и число учредителей для каждой организационно-правовой формы свои:
- Уставной капитал ООО и АО – не менее 10 000 рублей, а для открытой акционерной формы – минимум 100 000 рублей.
- Если ООО состоит из одного учредителя, преобразованные акционерное общество или кооператив должны состоять из нескольких вкладчиков: товарищество – не меньше 2, некоммерческое партнерство – 2, производственный кооператив – от 5.
- При регистрации товарищества все учредители должны иметь ИП.
- Если выбрана форма регистрации некоммерческое товарищество, название компании должно быть связано с выбранным видом деятельности.
Если число учредителей в ООО более 50, вас заставят в принудительной форме преобразовать компанию в АО или товарищество. Поэтому рекомендуем приступить к процедуре по своему почину.
Формы реорганизации БУ.
Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539).
Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.
Реорганизация в форме присоединения — пошаговая инструкция
Учитывая большое количество необходимых процессуальных процедур для проведения мероприятий по реорганизации, следует внимательно ознакомиться со всеми законодательными нормативами. Однако простая пошаговая инструкция по реорганизации в форме присоединения поможет понять руководителям и учредителям общий порядок действий, которые обязательно должны быть совершены в данной ситуации. Выглядеть такая инструкция может следующим образом:
- Определение метода реорганизации и проведение учредительных собраний. При присоединении как одного, так и нескольких предприятий одновременно, необходимо, чтобы это решение было одобрено собраниями учредителей каждого из юридических лиц — как присоединяемых, так и того, к которому будет осуществляться присоединение.
- Составление договора о присоединении. По результатам учредительных собраний при общем согласии учредителей между сторонами составляется договор о присоединении одного предприятия к другому.
- Уведомление государственных органов. Следует уведомить в трехдневный срок с момента подписания договора орган исполнительной власти, ответственный за проведение регистрации юридических лиц о начале процедуры реорганизации.
- Уведомление кредиторов и публикация информации о реорганизации в СМИ. Необходимо в обязательном порядке уведомить всех кредиторов компании о проходящей процедуре реорганизации в форме присоединения. Также об этом событии должны быть созданы публикации в «Вестнике государственной регистрации».
- Проведение инвентаризации и переучета активов, имеющихся прав и обязательств. Перед проведением присоединения, должна быть проведена полная инвентаризация и сформирована отчетность о наличествующих правах и обязательствах присоединяемой компании, так как они в полном объеме будут переданы юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение.
- Составление передаточного акта. В передаточном акте указываются все сведения об имеющихся кредиторах и об условиях перехода прав собственности к реорганизуемому юридическому лицу.
- Внесение изменений в устав. Так как при реорганизации в форме присоединения фактически продолжает осуществлять свою деятельность лишь одно из участвующих в процессе юридических лиц, в его устав должны быть внесены изменения, о которых также уведомляются контролирующие органы.
- Завершение процедуры реорганизации. О завершении процедуры реорганизации необходимо уведомить контролирующие и регистрирующие органы. День осуществления реорганизации совпадает с днем упразднения всех присоединяющихся к основной компании субъектов хозяйствования.
Тонкости организации процесса
Во время реорганизации некоторые юридические лица должны быть готовы к выполнению ряда дополнительных требований:
- Как отмечалось, если сумма активов объединяющихся ООО превышает 7 млрд. рублей, требуется согласование реорганизации в ФАС. Существуют и другие нормы, обязывающие к прохождению согласовательных процедур с антимонопольным органом (они прописаны в законодательстве).
- Если особенности работы подключающихся предприятий требуют получения лицензии, процесс присоединения доступен только после получения этого документа. Это правило относится к компаниям, которые занимаются связью, торгуют алкоголем, осуществляют страховую деятельность и так далее. В законодательстве четко прописаны сроки, в которые требуется переоформить документацию.
Подключающаяся компания вправе получить лицензию в случае, когда обязательные условия ее работы остаются неизменными. Аналогичное действие необходимо произвести и в том случае, когда лицензия на руках уже имеется, но касается другой территории.
Если среди передаваемых активов имеются результаты интеллектуального труда, зарегистрированные в законном порядке, без переоформления правообладателя также не обойтись.
Завершение реорганизации.
Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:
Форма реорганизации | Момент, с которого реорганизация считается завершенной |
---|---|
Слияние | Государственная регистрация вновь возникшего учреждения |
Разделение | |
Выделение | |
Преобразование | |
Присоединение | Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации |
* * *
В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:
изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;
перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;
провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;
по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.
Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.
Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.
К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).
Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».
Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.
Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.
Отчетность по НДФЛ
Присоединение, как и все прочие формы реорганизации, не прерывает налоговый период по НДФЛ. Это объясняется тем, что компания является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. К тому же трудовые отношения с персоналом продолжаются, о чем говорится в статье 75 ТК РФ. Значит, никакой промежуточной отчетности по налогу на доходы физлиц при реорганизации сдавать не надо.
Здесь есть один важный нюанс: если сотрудник принес уведомление на имущественный вычет, где в качестве работодателя указана организация-предшественник, бухгалтерия компании-правопреемника должна ему отказать. Сотруднику придется еще раз сходить в налоговую и взять другое уведомление, где подтверждается вычет, относящийся к правопреемнику. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 25.08.11 № 03-04-05/7-599. На практике проверяющие повсеместно следуют данным разъяснениям и аннулируют вычет, предоставленный по «устаревшему» уведомлению.
Что такое ликвидация общества путем присоединения?
Основным признаком ликвидации является то, что организация прекращает свою деятельность полностью, не передавая свои правомочия другим компаниям. Но Гражданский кодекс РФ содержит термин «реорганизация», который подразумевает правопреемство прав и обязанностей при объединении нескольких компаний.
Но так как фактически происходит закрытие фирмы, то многие специалисты называют этот процесс «ликвидацией через присоединение к другим обществам».
Особенности присоединения одной компании к другой (другим):
- все обязательства, которые возникли до ликвидации, переходят к вновь образуемому юридическому лицу;
- организация, которая присоединилась, прекращает свою деятельность, сведения о ней исключаются из ЕГРЮЛ;
- участники общества должны принять единогласное решение о присоединении; если кто-то из них будет против, процедура не состоится;
- все действия должны быть проведены в соответствии с законом; нарушение сроков или неподача документов в нужную инстанцию, равно как и пропуск этапов, влекут приостановление или отмену присоединения.
Процедура присоединения заканчивается в момент, когда в ЕГРЮЛ внесена информация о новом предприятии. До этого момента каждая компания отвечает по своим обязательствам.
Пошаговая инструкция по реорганизации в форме присоединения в 2020 году
Реорганизация в форме присоединения проводится в определенном порядке, который нельзя нарушать.
Учитывая все поправки законопроектов и регламентов РФ состоянием на 2020 год пошаговая инструкция при проведении данного мероприятия выглядит так:
- Шаг первый – выбор метода реорганизации путем проведения голосования всех участников.
Выделяют всего 5 методов, но в данной статье, речь идет о конкретной форме – присоединение.
- Шаг первый – выбор метода реорганизации путем проведения голосования всех участников.
- Шаг второй – после определения формы следует заключить договор между всеми владельцами предприятий, об объединении которых идет речь.
В договоре указывается права и обязанности каждой из сторон, основания, на почве которых происходит реорганизация и условия со стороны государства, насчет обложения налогами. - Шаг третий – поставить в известность о проведении объединения те органы, в реестре которых имеются данные фирмы и предприятия.
Также уведомить внебюджетные фонды, и наиболее крупных кредиторов. - Шаг четвертый – подать объявление о реорганизации в вестник государственной регистрации.
Данная процедура повторяется два раза. - Шаг пятый – собрать пакет необходимых документов.
В их перечень входят документы 2-ух категорий: от учредителей и от общества.
Первая категория также делится на две под категории: учредитель – физическое лицо и юридическое.
Сам список, предоставлен в форме таблицы ниже.
Документы от учредителей | Документы от общества | |
---|---|---|
Физическое лицо | Юридическое лицо | Имеет одного представителя |
Ксерокопия паспортов и кода ИНН. | Копии учредительных документов организации | Копии документов учредительного общества |
Для учредителей зарубежных стран обязательно наличие ксерокопии паспорта с переводом на государственный язык, и апостилем | Копии документов, свидетельствующих о каких-либо изменениях на предприятии за последнее время (если таковы имеются) | Извещения и свидетельства из фондов ПФ, ФСС и ФОМС |
Паспорт, ИНН код руководителя, а также документ, подтверждающий его полномочия | Копии документов, свидетельствующих о проведении каких-либо изменений за последнее время (если таковы имеются) | |
Если лицо является иностранцем, то дополнительно требуется иметь при себе выписку с торгового реестра, с переводом и апостилем | Копия паспорта, ИНН кода руководителя учредительным обществом, и документ, подтверждающий его полномочия | |
Статистика уведомления из Петростата |
- Шаг шестой – провести полную инвентаризацию имущества, записав каждый объект в реестр, предварительно дав ему инвентаризационный номер.
После описания имущества в виде списка, необходимо также составить акт передачи данного имущества, в распоряжение нового руководителя. - Шаг седьмой – внести ряд характерных изменений в устав нового руководящего юридического лица.
- И последний, восьмой шаг – получить документ из контролирующей регистрационной службы о том, что процедура завершена успешно, и правила, предусмотренные реорганизацией, могут вступить в силу.
После получения документа о завершении процедуры в течении 3-х суток требуется отослать письменное уведомление в инстанцию, от лица руководителя предприятия, которое приняло решение о реорганизации позже всех. После этого изменения будут внесены в реестр и подвергнут изменению налогообложения данной объединенной организации.
О дальнейших перспективах реорганизации в форме присоединения узнайте из видео.