Тайны отбора претендентов для выездной проверки
В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.
На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:
ВНП-отбор
Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.
СУР АСК НДС-2
Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).
АСК НДС-2
Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.
АИС-налог
Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.
ПК ВАИ (визуальный анализ информации)
Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.
Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.
«Ручной» анализ
Конечно, в современном мире ни один ручной анализ не обходится без применения специальных программ. Такая же ситуация и в налоговой. Вот как проверяют фирмы «вручную»:
Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика
Учитывая такой серьезный подход крупных компаний к минимизации налоговых рисков, ФНС России в последние годы обращает особое внимание своих территориальных органов на необходимость проведения тщательного предпроверочного анализа и предварительных тематических выездных налоговых проверок. Содержание и методика предпроверочного анализа включают:
- изучение производственно-экономических показателей организации;
- анализ величины, структуры и динамики налоговой нагрузки организации, а также факторов, определяющих ее формирование.
Точность оценки налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика зависит от информированности налоговой администрации уже на предпроверочной стадии о характере производственных и финансово-экономических отношений внутри интегрированного формирования (холдинга). Налоговые органы определяют как вид интегрированного формирования с учетом внутренних связей, так и возможные к применению внутри холдинга схемы и методы минимизации налоговых платежей.
К возможным методам и схемам минимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций и НДС могут быть отнесены:
- применение более низких или более высоких по сравнению с обычными цен, ставок, тарифов во взаиморасчетах между организациями внутри холдинга;
- взаимодействие с компаниями, имеющими признаки фирм-однодневок;
- перераспределение доходов и расходов, принимаемых при расчете налога на прибыль, между взаимозависимыми организациями с целью уменьшения налоговой базы по налогу;
- выбор вариантов учетной бухгалтерской и налоговой политики;
- построение длинной и разветвленной цепи фиктивных контрагентов, в том числе с участием агентских соглашений и движения векселей.
В процессе аналитической работы должна использоваться также информация о ранее проведенных мероприятиях налогового контроля в отношении организации, выявленных правонарушениях, результатах предыдущих выездных и камеральных проверок. Анализируется динамика показателей налоговых деклараций по основным налогам.
На основе предпроверочного анализа делаются выводы, включающие оценку обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые результаты. По результатам предпроверочного анализа составляется программа проверки организации.
Вместе с тем в ходе предпроверочных мероприятий может отсутствовать необходимость в проведении отдельных этапов по некоторым налогам. Таким образом, предварительное планирование проверок сэкономит временные и трудозатраты налоговых органов.
План проверок и предпроверочный анализ
Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Ими разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа и применения программного комплекса «ВНП-отбор», который автоматически отбирает компании, которые потенциально могут допустить налоговые правонарушения.
Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Цель проведения такого анализа – решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также определение оптимальных направлений ее проведения.
Информационную базу, используемую налоговой инспекцией для проведения предпроверочного анализа, составляет информация, полученная ими из внешних и внутренних источников. Источники информации разнообразны, и масштаб осведомленности налоговой инспекции о деятельности налогоплательщика может оказаться больше, чем он предполагает. К таким источникам могут быть отнесены другие налоговые и государственные органы Российской Федерации, иностранные налоговые органы, банки, физические и юридические лица. Так, к примеру, ГИБДД МВД России может сообщить налоговой инспекции о факте приобретения транспортного средства, банк – о движении денежных средств по счетам, а конкурент -об известных ему налоговых правонарушениях, допускаемых налогоплательщиком. Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность. Более того, инспекция может использовать и открытые источники информации о деятельности налогоплательщика – СМИ и Интернет.
Методологической основой проведения предпроверочного анализа является приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция).
Юристы компании «Базаров, Голиков и партнеры» провели обширный анализ влияния введения Концепции на результативность выездных проверок и выявили, что ее применение налоговыми органами не только повысило эффективность проверок, но и оказало влияние на подходы к их организации. Так, например, объем дополнительно начисленных налоговых платежей по итогам выездных проверок, проведенных налоговыми органами города Москвы, увеличился в 2,3 раза – с 30,2 миллиарда рублей в 2006 году до 70,8 миллиарда рублей в 2012 году. Кроме того, проверки стали иметь более целевой характер (подробнее см. ).
Концепцией установлены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, такие как средняя налоговая нагрузка налогоплательщика, доля вычетов по НДС от суммы начисленного НДС, «миграция» между налоговыми органами, отклонение уровня рентабельности и т. д. Организации, показатели деятельности которых отклоняются от опубликованных критериев, как правило, включаются налоговым органом в план проверок. Таким образом, используя эти критерии, налогоплательщик имеет возможность проанализировать способы и результаты своей хозяйственной деятельности и оценить степень вероятности назначения в отношении него выездной проверки.
Конечно, избежать налоговой проверки невозможно, но, регулярно отслеживая указанные критерии, снизить вероятность ее назначения вполне реально.
Также знание критериев может помочь налогоплательщику оценить примерный объем налоговых претензий по результатам проверки. Однако в этом вопросе могут быть полезны и данные статистики.
Так, средняя сумма доначислений на одну выездную проверку по России в 2010 году составила 4 803 тысячи рублей, в 2011 году – 5 311 тысяч рублей, а в 2012 году -6 733 тысячи рублей (из доклада М.В. Мишустина об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности ). Соответственно, средней компании по итогам проверки стоит ожидать доначислений на сумму около 7 миллионов рублей.
Причины, которые не являются обоснованными для отказа в предоставлении документов или информации:
К сожалению, далеко не всегда от запросов в рамках встречной налоговой проверки можно отказаться, за последнее время требования контролеров ужесточились, а суды все чаще поддерживают их в спорах с налогоплательщиками.
Так, нельзя игнорировать запрос из ФНС если:
Налоговики даже не указали конкретного контрагента, в отношении которого производятся встречные контрольные мероприятия.
Сейчас политика такова, что налоговики имеют право не указывать наименование контрагента, по которому запрашиваются документы, на запрос все-равно нужно обязательно отвечать (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А60-7275/2019 от 16.08.2019 года).
Кстати, такое обстоятельство является наиболее опасным и для вас, и для ваших контрагентов, ведь тогда вам придется самостоятельно вычислять, какие именно операции попали под прицел контролеров и по какой причине.
Выписано требование по встречной проверке, в котором указано какие предоставить документы, но не указано за какой период.
На это требование вы тоже обязаны ответить, если в требовании есть перечень документов, считается, что вы самостоятельно можете определить к какому контрагенту они относятся, а следовательно, определить и период. При этом организация не вправе самостоятельно решать, какая информация относится к налоговому контролю, а какая нет (постановление АС Уральского округа № Ф09-5656/18 по делу № А76-3566/2018 от 27.09.2018 года).
К вам поступило требование на предоставление копий трудовых книжек штатных сотрудников, хотя проверяют деятельность вашего контрагента.
На первый взгляд логики в таком требовании нет, но выполнить его и предоставить копии книжек вы обязаны. В ходе встречных контрольных мероприятий инспекторы праве запрашивать у контрагентов проверяемой организации любые документы по любым налогам за любые периоды. Причем контролерам предоставлено право самостоятельно решать какие документы имеют взаимоотношений с проверяемой организацией, тут у них полный карт-бланш.
Даже если налоговая просит раскрыть персональные данные ваших работников, их придется предоставить, иначе вы получите штраф за отказ в представление документов (ст. 7 Закона№ 152-ФЗ от 27.07.2006 года, п. 1 ст. 93.1 НК РФ, письма ФНС России № ЕД-4-2/14951 от 02.08.2018 года). Арбитры в этом вопросе на стороне контролеров (постановление АС Поволжского округа № Ф06-41326/2018 от 16.01.2019 года).
В требовании вне рамок проверки не указали конкретную сделку, по которой они запрашивают у вас документы.
По мнению судей если по реквизитам запрошенных счетов-фактур и других документов можно понять, к какой сделке они относятся, то предоставить документы в соответствии с запросом вы обязаны (Постановление АС Поволжского округа по делу № А55-3967/2018 от 29.01.2019 года).
У партнера происходит проверка за один отчетный период, а у вас запрашиваются документы за совершенно другой.
Увы, это тоже не является поводом для отказа в предоставлении документов. Интересующие инспекторов сделки могут выходить за рамки проверяемого периода, судьи это подтверждают (Постановление АС Поволжского округа по делу № А55-5410/2018 от 16.01.2019 года).
Из ФНС поступил запрос ваших карточек бухгалтерских счетов или оборотно-сальдовых ведомостей в рамках встречной проверки
Карточки придется предоставить, старая судебная практика, когда арбитры поддерживали бизнес, сейчас не актуальна. На данный момент судьи считают, что ст. 93.1 НК РФ позволяет инспекторам на их усмотрение запрашивать любые документы, включая карточки или ОСВ из учетной программы (Постановление АС Дальневосточного округа по делу А80-79/2019 от 27.11.2019 года).
В требовании отсутствуют информация о конкретной сделке или о контрагенте, но есть перечень истребуемых документов.
Например, у вас могут запросить полную расшифровку вашей бухгалтерской и налоговой отчетности, штатное расписание и налоговые регистры. В недавнем споре бухгалтер посчитал, что это уж совсем перебор и не предоставил документы в полном объеме, но судьи поддержали контролеров (постановление АС Московского округа по делу № А40-211149/2018 от 30.04.2019 года).
Особенности выхода на ВНП
Критерий «Три года»
Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.
Показатели эффективности
Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.
KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн
руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».
«Портрет» проверяемого
Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.
Нечего взять
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.
Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.
Первое, что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.
Второе. Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.
Третье. У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).
И последнее. Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.
В статье расскажем о критериях, по которым налоговики выбирают компанию для предпроверочного анализа перед выездной проверкой. О том, как проводится такой анализ, что делать, если компания стала объектом интереса инспекторов и как избежать проверки.
Первичный отбор
То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.
Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.
ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача – проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.
ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.
Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).
Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:
а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);
б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);
в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).
Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» – некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».
По результатам работы этих двух программ вырисовывается примерно следующая картина:
Из неё видно, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов
Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС – неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска)
Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?
Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.
В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог – это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.
Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) – роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.
Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.
Что должно быть в акте выездной проверки
По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:
1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе ( НК РФ);
2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке ( НК РФ);
3) непредставление налоговой декларации (п. 1 НК РФ);
4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения ( НК РФ);
5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения ( НК РФ);
6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) ( НК РФ);
7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником ( НК РФ);
8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ( НК РФ);
9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 НК РФ);
10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса ( НК РФ).
Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями НК РФ, пунктом 2 НК РФ, статьями 119.1, , , , и НК РФ.
Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки
№ п/п | Название документа |
---|---|
1 | Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор) |
2 | Лицензии |
3 | Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.) |
4 | Налоговые декларации (расчеты) |
5 | Регистры налогового учета |
6 | Счета-фактуры |
7 | Книги покупок, книги продаж |
8 | Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур |
9 | Книги учета доходов и расходов |
10 | Бухгалтерская отчетность |
11 | Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч. |
12 | Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним |
13 | Банковские и кассовые документы |
14 | Накладные |
15 | Путевые листы |
16 | Перевозочные документы |
17 | Акты приема-передачи |
18 | Акты выполненных работ |
19 | Прочие первичные документы |
Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке
Нарушение | Налоговая ответственность | Административная ответственность |
---|---|---|
Неявка в инспекцию для дачи пояснений | Не предусмотрена | ч. 1 КоАП РФ (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется) |
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации | Не предусмотрена | ч. 1 КоАП РФ |
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин | п. 1 НК РФ | Не предусмотрена |
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний | п. 2 НК РФ | |
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории | Не предусмотрена | ч. 1 КоАП РФ |
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика | п. 1 НК РФ | ч. 1 КоАП РФ |
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика | Не предусмотрена | ч. 1 КоАП РФ |
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком | п. 2 НК РФ | ч. 1 КоАП РФ |
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике | НК РФ | |
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов | Не предусмотрена | ч. 1 КоАП РФ (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется) |
Исключение юрлица из ЕГРЮЛ
Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.
При наличии одновременно всех вышеуказанных признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:
- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей;
- наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке, сроках и адресе направления возражения заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Возражение должно быть мотивированным, то есть из него должно быть понятно, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы лица, направившего возражение.
Заинтересованное лицо вправе представить в регистрирующий орган возражение относительно предстоящей государственной регистрации, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Возражение, представленное в срок превышающий три месяца, не учитывается при принятии решения о предстоящем исключении.
Какие компании налоговики выбирают для предпроверочного анализа
Чтобы обеспечить минимальные доначисления, о которых шла речь в самом начале, налоговые органы обращают внимание в первую очередь на налогоплательщиков с приличными оборотами по счетам. Если говорить о московских компаниях, из нашей практики мы видим, что налоговиков чаще интересуют организации с оборотами минимум 100–150 млн рублей в год
Интерес вызывают компании с активами, имуществом не только принадлежащими проверяемым компаниям, но и их бенефициарам, за счет имущества которых также стало возможно взыскивать начисленные суммы недоимок по результатам выездных проверок.
В последнее время мы отмечаем, что интерес у налогового органа вызывают группы компаний, например, если приходят в одну компанию группы, то в ближайшее время могут прийти и в другую компанию этой же группы, бывает, что выездные налоговые проверки проводятся одновременно в разных компаниях, принадлежащих одной группе, разными территориальными инспекциями.
Наш практический опыт показывает, что налоговую инспекцию интересуют компании, имеющие оффшоры в качестве участников или контрагентов (см. также Что следует знать про офшоры в 2017 году).
Кто еще может стать объектом предпроверочного анализа налогоплательшиков
Есть ряд критериев, несоблюдение которых могут повлечь за собой внимание предпроверочного анализа налоговой инспекции. Например, инспекцию интересуют компании, которые:
- имеют в цепочке поставщиков «разрывы»;
- налоговую нагрузку, которая ниже установленного минимума по отрасли;
- заявляют убытки в течение двух и более лет;
- отражают значительные суммы налоговых вычетов по НДС;
- платят низкую зарплату (среднеотраслевой уровень заработных плат содержится на сайте Федеральной службы статистики www/gks.ru).
Налоговый орган негативно относится к организациям, которые не представляют документы по требованиям, не дают пояснений по уведомлениям. Так, если компания игнорирует вызовы на комиссии в налоговый орган , например, на так называемые комиссии по «разрывам» или «по превышению налоговых вычетов по НДС», «комиссии по убыткам», «зарплатные комиссии», или не представляет сведения по выявленным налоговым органом «противоречиям», то вероятность попадания в план выездных налоговых проверок у такой компании увеличивается. Частые вызовы на комиссии в налоговую инспекцию тоже свидетельствуют о скором возможном попадании в план проверок.
Пристальное внимание налоговиков привлекают компании, которые часто мигрируют из инспекции в инспекцию , компании, которые приближаются к предельным показателям, установленным для спецрежимов. Например, допустимый уровень дохода для организаций, которые применяют УСН с января 2017 года составляет 150 млн руб.)
В последнее время инспекция доначисляет налоги после выявления фиктивного дробления компаний группы.
Более подробно критерии, вызывающие интерес налоговых органов, расписаны в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Концепцией предусмотрено 12 оснований для проведения выездных налоговых проверок.
Чем больше в компании присутствуют перечисленные в Концепции критерии, тем больше у компании существует вероятность попадания в план по выездным проверкам.
Как понять, что по вашей компанией заинтересовался отдел проедпроверочного анализа
О том, что вашей компанией возможно заинтересовался отдел предпроверочного анализа, могут указывать следующие обстоятельства:
- банк сообщает об интересе налогового органа и запросе сведений о движениях по счетам за 2 или 3 года,
- в последнее время в компанию начали поступать требования (особенно основанные на п.2 ст. 93.1 НК РФ), или уведомления для дачи пояснений, которыми запрашиваются документы и информация о деятельности компании за 2 или 3 года;
- частые вызовы руководства компании на различные комиссии в инспекцию.
Контрагенты могут сообщить об усиленном интересе налогового органа к конкретным сделкам с компанией и получении ими соответствующих требований, уведомлений из инспекции, либо руководство компании вызывается в инспекцию для дачи пояснений по конкретным сделкам.
ВИДЕО: Признаки приближения выездной проверки
Кроме формальной оценки своих рисков по критериям, рекомендованным ФНС, есть признаки, которые позволят налогоплательщику распознать приближение налоговой проверки. На видео о них рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».