Генезис регулирования деятельности арбитражного управляющего в отечественном праве
Исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки. Хотя само слово «банкротство» появилось в российском праве значительно позднее, положения, касающиеся несостоятельности, имелись уже в «Русской Правде». Данный древний памятник права содержал лишь общие положения о несостоятельности, указывал на способы предотвращения ее, порядок распределения имущества должника между различного рода кредиторами. В статье 68 «Русской правды» закреплялось понятие «несчастной несостоятельности», под которой понимали несостоятельность, возникшую не по вине должника. Статья 69 рассматриваемого документа определяла злонамеренную несостоятельность, когда должник «скроется от уплаты долгов бегством в чужую землю».
«Русская правда» устанавливала порядок удовлетворения требований кредиторов. Прежде всего, получает удовлетворение князь, далее купцы иностранные или из других городов, если им не было известно о долгах несостоятельного и в последнюю очередь местные кредиторы. Из смысла статьи видно что: первые два разряда требований удовлетворяются полностью, а третий разряд – по соразмерности (а прок в деле) .
В действительности производство представлялось более сложным, чем предусматривалось в правовом источнике. Это было связано с тем, что законодатель древнего периода не умел редактировать правовые нормы, упуская из виду многие обстоятельства. Так, в данном случае остается не ясным, кто занимался продажей имущества должника и распределением имущества должника между кредиторами.
Более четкое представление о несостоятельности прослеживается в Вексельном уставе 1729 года1. Возникала необходимость по поводу акцепта векселя сформулировать понятие несостоятельности. «Когда приниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затеи от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порука), а если откажет – то протестовать». Закон закрепил три признака для признания банкротства: неисправность в платежах, потеря имущества и скрытость должника. Однако, несмотря на предпринятые шаги по усовершенствованию нормативной базы и развитие торговых отношений, на практике возникали вопросы, которые представляли собой определенную сложность в их разрешении. Так, по делу банкротства купцов Опича и Фохта в 1736 году Сенату было донесено от Коммерц-Коллегии, что в составе их имущества оказалось немало товаров, высланных из-за границы только на комиссию, из которых иные состояли в целых местах, а именно – в кипах, в бочках и ящиках, а прочие уже начаты и проданы. Сенат решил от павших в банкротство купцов отобрать в конкурс только те товары из данных ими на комиссию, часть которых была распродана, напротив, не начатые партии товаров или начатые только для пробы возвратить исполнителям. Нужно заметить, что мотивом к такому решению послужили не юридические соображения, а политические опасения, что иностранцы «товаров своих к здешним купцам в комиссии присылать уже не будут».3 На данном примере видно, что, несмотря на отсутствие законодательного регулирования института по управлению и распоряжению имуществом должника, на практике данную функцию выполнял государственный орган — Сенат.
В результате совместной работы Сената и Коммерц-Коллегии по усовершенствованию законодательства о несостоятельности, 19 декабря 1800 года в России появился давно ожидавшийся Устав о банкротах1. Данный источник права включил проекты прошедшего столетия по урегулированию процедуры несостоятельности. Устав о банкротах 1800 года подробно регулировал механизм признания лица банкротом и последствия банкротства. Новый закон разделялся на две части: первая посвящалась торговой или, вернее, купеческой несостоятельности, вторая содержит много постановлений относительно вступления дворян в обязательства, а также несостоятельности этих лиц ( 98-109).
Устав о банкротах 1800 года являлся первым законодательным актом России, в котором нашел свое правовое закрепление институт кураторов. Данные субъекты конкурсного процесса призваны были для управления и распоряжения имуществом должника. Кураторы выбирались из среды кредиторов. Для них устанавливалось требование, что они должны быть люди «добрые и неподозрительные» и не относиться к лицам духовного звания, мещанам и крестьянам, крепостным.
Порядок действий арбитражного управляющего
Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Сбор сведений о должнике.
В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.
Этап 2. Извещение кредиторов.
На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.
Этап 3. Составление плана внешнего управления.
На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.
Этап 4. Собрание кредиторов.
На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.
Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.
План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.
Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.
Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.
Этап 7. Реализация имущества должника.
Как можно поменять конкурсного управляющего
Замена в рамках внешнего управления при банкротстве происходит только после отстранения действующего управляющего. Основаниями могут выступать:
- Собственная инициатива управляющего.
- Исключение из СРО.
- Отстранение судом по жалобе лица, которое принимает участие в банкротстве. Но гражданин, который внес жалобу в АС РФ, обязан доказать, что действия управляющего нанесли ущерб его законным интересам.
- Неисполнение обязанностей в рамках конкурсного производства.
- Отмена судебного акта о назначении управляющего и т.д.
То есть, поменять управляющего можно по тем же основаниям, по которым он устраняется от ведения дел. При этом используются одни и те же причины, которые предусмотрены положениям закона.
В ходатайстве лица о смене управляющего должны быть указаны следующие данные:
- наименование судебной инстанции, куда оно подается;
- данные о лицах, участвующих в банкротстве;
- основная часть содержит мотивы, по которым ходатайствующее лицо обратилось с документов в суд о смене Арбитражного управляющего;
- обстоятельства, которые подтверждают позицию заявителя;
- Просительная часть содержит название новой кандидатуры.
Условия, необходимые для получения статуса арбитражного управляющего
Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Необходимые для вступления в СРО требования зафиксированы в ст. 20 закона № 127-ФЗ. В соответствии с ней субъект должен иметь:
- высшее образование;
- опыт руководящей работы не меньше 1 года;
- опыт работы помощником управляющего не меньше 2 лет;
- договор обязательного страхования ответственности (минимальный размер страховой суммы — 10 млн руб.).
Претендент обязан пройти курс подготовки специалистов данного профиля и сдать экзамен. Подготовка арбитражных управляющих осуществляется по единой программе, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517.
Одним из условий членства в СРО является оплата установленных СРО взносов, в том числе в компенсационный фонд (ч. 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ).
При этом членом СРО не сможет стать субъект:
- подвергшийся дисквалификации за административное правонарушение или преступление;
- имеющий непогашенную судимость за умышленное деяние.
Не сможет претендовать на членство в СРО также тот, кто был исключен из СРО арбитражных управляющих по причине нарушения нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований на протяжении 3 лет до момента подачи заявления на членство (ч. 2 ст. 20 закона № 127-ФЗ).
В качестве условий членства, наряду с вышеназванными, СРО вправе устанавливать дополнительные требования к претендентам (п. 4 ст. 20 закона № 127-ФЗ). Особые требования вправе заявлять и те лица, которые подали заявление о банкротстве (например, наличие юридического образования и т. п., см. п. 3 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).
Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:
- должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
- конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
- уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
- арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
- временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
- административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
- внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
- конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
- иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.
Порядок назначения специалиста
Процедура определения и утверждения арбитражного управляющего регламентируется ст. 45 №127-ФЗ. Решение о назначении АУ принимается судьей арбитражного суда. При этом соблюдается такой порядок действий:
- в заявление инициатора начала процедуры банкротства, в качестве которого имеет право выступать должник, кредитор или уполномоченный государственный орган, включается информация о желании привлечь к делу конкретного специалиста или любого участника определенной СРО;
- судья направляет в указанное саморегулируемое объединение запрос о квалификации АУ и возможности его участия в деле;
- ассоциация обязана дать официальный ответ до истечения 14 дней (9 из них дается на оформление документа, а 5 – на доставку в арбитражный суд);
- при отсутствии указания на конкретного специалиста, СРО АУ выдвигает 3 кандидатуры по своему усмотрению. Право отстранить по одному из них предоставляется кредиторам и должнику;
- оставшаяся кандидатура утверждается судьей арбитражным управляющим по рассматриваемому делу о финансовой несостоятельности частного лица или организации.
Аналогичный порядок действий предпринимается при смене стадии банкротства. В подобной ситуации основанием для запуска процедуры назначения нового арбитражного управляющего становится решение кредиторов, оформленное в виде протокола их собрания. Допускается участие одного специалиста на всех этапах дела.
Отдельный порядок предусмотрен для случаев принудительной или добровольной смены АУ в ходе процедуры банкротства. В этом случае собранию кредиторов предоставляется 10 дней на принятие решения о новой кандидатуре специалиста или саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих. При отсутствии подобного решения старая СРО предлагает трех новых претендентов для дальнейшего участия в деле.
Какие требования предъявляются к конкурсному управляющему
Как отмечено выше для того, чтобы стать арбитражным управляющим необходимо состоять в специальном членстве СРО. Однако, помимо этого условия, законодательство выделяет ряд других условий. К данным условиям относятся следующие:
- высшее образование (при этом, законодательство не определяет направление образования. Любой гражданин имеющий высшее образование имеет право претендовать на данную должность);
- официальная запись в трудовой книжке о трудовой деятельности в качестве помощника арбитражного управляющего не менее 2 лет и руководящей позиции не менее 1 года;
- обязательное страхование ответственности (на сумму не менее 10 000 000 рублей).
Если претендент соответствует данными условия, необходимо пройти квалифицированную подготовку и сдать экзамен. Данная программа утверждается должностными лицами Министерства экономики РФ (имеется специальный акт — Приказ № 517 от 10.12.2009 г.).
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Однако, помимо вышеперечисленных условий, членства в СРО и успешно сданного экзамена по специальной подготовке необходимо внести специальные материальные взносы, предусмотренные ФЗ-127.
Помимо обязанностей к претендентам Законодательство выделяет также и ряд ограничений:
- совершенное административное правонарушение или правонарушение, которое повлекло дисквалификацию занимаемой должности;
- наличие непогашенной судимости;
- исключение из членства СРО по причине нарушения нормативно-правовых актов РФ и обязательных требований на протяжении 3 лет до подачи заявления о вступлении в СРО;
Данные обязательства вводятся законодательством, однако, имеются также дополнительные требования, которые могут предъявляться к претендентам, к примеру, должниками. В основном к данным дополнительным требованиям относится наличие юридического образования и большой трудовой стаж в этой сфере.
Кто такой арбитражный управляющий и чем он занимается
Институт банкротства физических лиц в новой России имеет относительно короткую историю. Поэтому многие граждане пока ещё с опаской относятся к процедуре признания финансовой несостоятельности, предпочитая менее цивилизованные и более сложные способы борьбы с кредитными нагрузками.
Одни уходят в подполье, другие устраиваются на дополнительную работу и живут на хлебе и воде, чтобы рассчитаться с долгами, третьи берут новые кредиты, чтобы рассчитаться со старыми. Между тем во многих ситуациях легче и дешевле официально признать себя банкротом и начать финансовую историю с «чистого листа».
Итак, первое, что должны знать рядовые граждане и руководители организаций о банкротстве: эта процедура невозможна без участия арбитражного управляющего. Иногда его называют финансовым управляющим или даже менеджером по банкротству.
Такой человек работает связным между должником, кредиторами и судебными органами, разрешающими арбитражные споры. В идеале он соблюдает интересы тех и других. Он стремится, чтобы процедура банкротства прошла в чётком соответствии с законом, а все участники процесса были по возможности удовлетворены результатами.
Без участия управляющего банкрот, особенно если это физическое лицо, будет беззащитен перед профессиональными кредиторами. И хотя специалист назначается арбитражным судом, заявитель вправе порекомендовать свою кандидатуру на роль финансового управленца.
Арбитражный управляющий имеет высшее образование и состоит в саморегулируемой организации таких специалистов. Как правило, он работает в команде из 2-3 помощников.
Кстати, только проработав положенное время на должности помощника, гражданин имеет право стать полноценным арбитражным управляющим.
Другие требования к арбитражным управляющим:
- успешная сдача экзамена по программе подготовки таких специалистов;
- отсутствие судимости;
- рабочий стаж на должности руководителя не меньше 2 лет;
- наличие страховки профессиональной ответственности.
Само собой, он должен быть гражданином страны, в которой работает.
Он имеет право инициировать любые законные процедуры в рамках ведения дел должника. Например, настаивать на реструктуризации долга и проводить соответствующие мероприятия, заказывать оценку активов банкрота, продавать имущество должника на свободных торгах.
Услуги арбитражного управленца – платные. Он получает официальное вознаграждение от заявителя (должника). Размер оплаты определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом. Сумма не должна быть меньше 10 000 рублей.
В последние годы увеличивается конкуренция на рынке труда арбитражных специалистов. Их услуги всё более востребованы и актуальны. Но растёт и потребность в грамотных и опытных управляющих.
Ценятся не только профессиональные познания в юридической области, но и личностные качества. Хороший управляющий – не просто юрист, но экономист, тонкий психолог и человек, умеющий в стрессовых ситуациях принимать взвешенные и трезвые решения.
Смотрите ролик, в котором высказывается альтернативное мнение об арбитражных управляющих.
Права и обязанности
Права и обязанности, которыми наделяется арбитражный управляющий в процессе проведения дела о банкротстве, зафиксированы в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ.
К числу основных прав арбитражного управляющего относятся:
- созывы собраний и комитетов кредиторов с целью определения направления действий при удовлетворении их требований;
- выступления в судебных заседаниях, а также личное обращение в суды с ходатайствами в тех случаях, когда такие действия необходимы для полноценного ведения дела о банкротстве организации-должника (например, если для полного удовлетворения выставленных требований кредиторов недостаточно имеющейся конкурсной массы, возможно выступление арбитражного управляющего с ходатайством о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, признаваемых в качестве контролирующих должника, с целью взыскания с них суммы причиненного кредиторам ущерба);
- получение вознаграждения за осуществление своей деятельности в том порядке и в том размере, которые установлены действующим федеральным законодательством;
- привлечение для исполнения своих непосредственных обязанностей в деле о банкротстве тех лиц, которые позволят проводить процедуру банкротства без значительных потерь для всех ее участников. Такое привлечение происходит на договорной основе, если другие варианты не были предусмотрены действующим федеральным законодательством;
- направление запросов в уполномоченные государственные органы для получения исчерпывающей информации о руководителях организации-должника, ее учредителях и иных лицах, которые в силу своего положения могут оказывать влияние на финансовое положение дел в организации. При этом арбитражный управляющий может получить любые виды информации, в том числе относимые к государственной тайне;
- подача в арбитражный суд, который назначил такого арбитражного управляющего, заявления о его освобождении от участия в определенном деле (в том числе в случае возникновения обстоятельств, которые могут быть истолкованы судом как обстоятельства личной заинтересованности).
Что касается обязанностей, то их список выглядит следующим образом:
- принятие мер, которые имеют своей главной целью защиту имущества должника, в том числе от вероятного расхищения, что может существенным образом оказать негативное влияние на существующую конкурсную массу;
- проведение анализа финансового положения организации-должника, а также тех действий, которые были осуществлены, в том числе для выявления вероятного фиктивного банкротства;
- ведение и предоставление заинтересованным лицам реестра требований кредиторов, в том числе для ознакомления, а также созыв собраний кредиторов в случаях, когда был затребован такой реестр;
- предоставление кредиторам сведений, которые позволяют оценить осуществленные организацией-должником действия, в том числе с точки зрения возникновения ответственности третьих лиц, не привлеченных изначально к участию в деле о банкротстве;
- направление информации в уполномоченные государственные органы в тех случаях, когда были выявлены обстоятельства, которые могут быть признаны административными правонарушениями или уголовными преступлениями с целью проведения всестороннего расследования таких обстоятельств;
- в случае выявления признаков, которые позволяют говорить о фиктивности банкротства – направление данных о выявленных обстоятельствах в уполномоченные государственные органы с целью выявления возможных фактов нарушения действующего законодательства;
- привлечение лиц на договорной основе, которые своими действиями, предусмотренными действующим законодательством о банкротстве, позволят арбитражному управляющему исполнить возложенные на него обязанности;
- выявление фактов нарушения подачи заявления о собственном банкротстве организацией-должником в лице ее руководителя или учредителя в судебные органы, а также сообщение о таком нарушении в уполномоченные органы для составления соответствующего протокола.
Данный перечень прав и обязанностей может быть расширен судом в ходе назначения арбитражного управляющего в конкретное дело, но только при условии, что такого расширения требуют сами обстоятельства дела.
Порядок назначения арбитражного управляющего
К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего – достаточно сложная и многоэтапная процедура.
В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.
Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.
Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.
На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.