Музей сэра Джона Соана / Sir John Soane’s Museum
Местоположение: Великобритания, Лондон
Адрес: 13 Lincoln’s Inn Fields, Holborn, London WC2A 3BP
Стиль здания: Неоклассицизм
Сайт музея: soane.org
Один из старейших музеев архитектуры находится в Лондоне. , великий британский архитектор неоклассицизма, превратил в музей собственный дом. Он наполнил его коллекцией картин, скульптур, моделей зданий, архитектурного декора с давно утерянных памятников. Соан также построил картинную галерею Далвич, которая стала прототипом для многих галерей современного искусства, например, Центра Гетти в Калифорнии.
Когда в 1806 году Соана назначили профессором архитектуры в королевской Академии, он задумался о том, чтобы обустроить в своем доме музей для студентов. В его коллекцию попали тысячи объектов: от предметов эпохи Древнего мира до моделей современных зданий. Один из самых заметных экспонатов — саркофаг египетского фараона Сети Первого. Это самый дорогой предмет в коллекции. Когда в марте 1825 года саркофаг прибыл к Соану, он устроил трехдневное празднование, на котором присутствовало 890 человек.
Музей отличается особенными пространством. Внутри здания — множество ниш, секретных дверей, двойных стен со спрятанными внутри картинами. Архитектор страдал от катаракты и поэтому придумывал новые приемы освещения пространства. Благодаря его изобретениям дом залит светом, преломляющимся в цветных витражных окнах и множестве зеркал. В музее сохраняют атмосферу времен жизни владельца: табличек почти нет, свет приглушен, а стойка информации и кафе отсутствуют.
Каждая комната дома представляет собой своеобразное произведение искусства. Соан постоянно менял экспозицию, добавляя новые предметы и подчеркивая качества разных объектов неожиданными сопоставлениями. В комнате моделей архитектор поставил модели своих построек рядом с моделями античных зданий, послуживших для него источником вдохновения.
Именно в музее Соана появилась первая в Великобритании галерея современной скульптуры. Она располагалась в маленьком помещении, которое отходило от главной лестницы здания и называлось Tivoli Recess. Миниатюрную галерею в 1918 году превратили в служебный туалет, а в 2001 году восстановили.
Сегодня музей широко известен своими программами реставрации. Например, в рамках проекта Opening up the Soane пространство дома реконструируют в соответствии с изначальной задумкой мастера. Это становится возможным благодаря тому, что дом есть на множестве акварелей XIX века.
В комнатах восстановили оригинальные цветовые схемы и расстановку предметов интерьера. Также отреставрировали три внутренних дворика, обустроенных Соаном, а в одном восстановили его пастиччио — колонну из архитектурных фрагментов.
Особенности функционально-планировочных решений отдельных помещений
• Вестибюль
является важным коммуникационным узлом,
где начинаются и заканчиваются маршруты
осмотра. Из вестибюля должна быть
обеспечена возможность беспрепятственного
доступа для инвалидов в экспозиционные
и выставочные и кинолекционные залы, в
администрацию и кружковые комнаты.
• Планировочная
организация вестибюля музея должна
учитывать возможность использования
его инвалидами: место сбора индивидуальных
посетителей и экскурсионных групп
должно быть достаточным по площади для
удобного размещения инвалидов на
колясках, информационная зона должна
учитывать специфику восприятия всех
групп инвалидов, т. е. предоставлять
информацию визуального, аудиовизуального
и тактильного характера. Информация
для инвалидов должна содержать сведения
о расположении тематических залов, а
также включать рекомендации наиболее
удобных для них маршрутов осмотра. На
площади вестибюля желательно
предусматривать помещения для дежурных
экскурсоводов, инвалидов и сопровождающих.
• С учетом приема
маломобильных посетителей желательно
расположение
всех
помещений вестибюльной группы в одном
уровне и оборудование хотя бы одной
сантехнической кабины специально для
инвалидов. В крупных музеях следует
предусматривать медпункт для оказания
экстренной помощи инвалидам, расположенный
недалеко от лифта и входа.
• Для обеспечения
условий адекватного восприятия экспозиций
особое внимание следует уделять
организации среды экспозиционных залов. • В экспозиционных
помещениях, предназначенных для
слабовидящих инвалидов, экспонаты
следует располагать на длинном столе,
размещенном в центре зала, что обеспечивает
к ним свободный доступ
Вокруг стола на
расстоянии 10 см от края по полу нужно
предусматривать полосу шириной 0,9 м,
отличающуюся по своей фактуре и цвету
от остальной части пола. Экспонаты
должны располагаться на вращающихся
подставках, на которых укреплены
информационные пластинки с шрифтом
Брайля. На несколько (3 — 4) экспонатов
в столе монтируется вывод наушников с
кнопкой включения, благодаря которым
можно получить информацию об этих
экспонатах
• В экспозиционных
помещениях, предназначенных для
слабовидящих инвалидов, экспонаты
следует располагать на длинном столе,
размещенном в центре зала, что обеспечивает
к ним свободный доступ. Вокруг стола на
расстоянии 10 см от края по полу нужно
предусматривать полосу шириной 0,9 м,
отличающуюся по своей фактуре и цвету
от остальной части пола. Экспонаты
должны располагаться на вращающихся
подставках, на которых укреплены
информационные пластинки с шрифтом
Брайля. На несколько (3 — 4) экспонатов
в столе монтируется вывод наушников с
кнопкой включения, благодаря которым
можно получить информацию об этих
экспонатах.
• Для инвалидов
на колясках требуется понижение высоты
развески плоскостных материалов с 156
до 125 см.
• Для инвалидов
с ослабленным зрением этикетаж
рекомендуется выполнять объемным. Часть
экспонатов возможно представлять в
виде слепков, допускающих их ощупывание,
внедряя тем самым программу «видеть
посредством рук».
• В кружковых
помещениях рекомендуется выделять две
зоны: для занятий 10 человек — площадью
40 м2
и для хранения материалов и инструментов
— площадью 5 м2.
• С учетом порога
утомляемости инвалидов (усредненное
время оптимального восприятия экспозиции
составляет 1,5 ч) ведущие экспонаты лучше
всего размещать на пути основных
маршрутов движения
При этом визуально
важно ограждение выступающих,
свободностоящих предметов
• В нижней части
экспозиции, приближенной к полу,
рекомендуется повышать уровень
освещенности.
Наши события
9 декабря 2020, 11:56
В подмосковном Талдоме остановлено производство контрафакта
8 декабря 2020, 15:22
Огнестойкие кабельные линии – это зарождение комплексного подхода к безопасности. Интервью с Александром Черновым, «СегментЭнерго»
8 декабря 2020, 10:35
Технологии против фальсификата. Интервью с Михаилом Меркушевым, Integrity
7 декабря 2020, 16:14
RusCable Insider #201 — ЗЭТО делает мир ярче, технологии Integrity против фальсификата и философия ОКЛ
3 декабря 2020, 15:38
Новый отчет Expert Аналитики: Баланс спроса и предложения кабельного рынка
2 декабря 2020, 12:01
Большой дайджест Ассоциации «Электрокабель» #6 / Самое важное в отрасли, аналитика и работа АЭК с мая по ноябрь 2020 года
Музей Баухауса в Веймаре / Bauhaus-Museum Weimar
Местоположение: Германия, Веймар
Адрес: Stéphane-Hessel-Platz 1, 99423, Weimar
Стиль здания: Неомодернизм
Сайт музея:
Еще один музей Баухауса располагается на родине школы — в городе Веймаре. Новая институция открылась в 2019 году, на столетие основания Баухауса.
До появления нынешнего здания музей представителей радикального конструктивизма парадоксальным образом располагался в классицистическом здании конюшни. Там хранилось 250 работ преподавателей и студентов Баухауса. В новом музее находится 13 тысяч экспонатов, причем центральные предметы коллекции выбирал лично Вальтер Гропиус.
Музей выполнен в стиле Баухауса — он представляет собой минималистичный бетонный куб из пяти этажей. Они объединены двухуровневым открытым пространством. Поверхность фасада покрыта 24 линиями LED-светильников и прорезана горизонтальными желобками со словами ‘bauhaus museum’.
В экспозиции сделан акцент на ранние годы деятельности Баухауса, с 1919 по 1925. После 1925 года нацистское правительство заставило школу переехать в Дессау, где она и закрылась в 1933 году. На первом этаже расположена галерея, рассказывающая историю основания школы. На втором этаже находятся выставки, показывающие, как применялись идеи Баухауса. На верхних этажах обустроены галереи, посвященные директорам Баухауса разных лет — Вальтеру Гропиусу, Гансу Майеру и Мису ван дер Роэ.
Рядом со зданием находится ансамбль времен Веймарской республики, бывший нацистский форум и студенческое общежитие ГДР 1970-х годов. Музей объединяет эти стадии веймарской архитектуры, создавая топографию модернизма. Также рядом находится Новый музей Веймара и выставочное пространство с экспозицией, посвященной принудительному труду при национал-социализме. Все эти объекты образуют городской музейный квартал.
Общая часть
Панорамы и
диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры
и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа
исторических событий и явлений природы.
Панорама —
замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно
с предметным планом и освещением дает иллюзию реального
пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для
осмотра перемещается по кругу.
Диорама
располагается на стене полукруглого помещения и для ее осмотра
устраивается специальный проем.
В панораме и
диораме живописное полотно сочетается с предметным планом — макетом местности и
реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для
зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на
полотне.
Большую роль
играет освещение. Рассеянный свет падает сверху и освещает полотно. Верхний
край картины панорамы и источники света скрыты от зрителя круглым зонтом,
подвешенным над смотровой площадкой, создающим затемненную зону для зрителей.
Панорамы
(диорама) в совокупности с музейными экспонатами дает убедительное и наиболее
полное представление о времени и о событиях, которым она посвящена, и сама
является памятником.
Преимущества и недостатки открытия музея
Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.
Преимущества | Недостатки |
Простота открытия | Высокие арендные платежи за помещение в центре города |
Не требует наличия большого количества персонала | Наличие экспертных знаний при составлении коллекции |
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории | Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00 |
Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).
Основные функциональные блоки
• Содержание
экспонатов и обслуживание посетителей
составляют основу деятельности музеев,
определяют структуру, взаимосвязь и
площади помещений. Рекомендуется
следующая степень доступности инвалидов
в основные функциональные блоки.
Функция |
Место |
Степень доступности |
Показ |
Экспозиционные |
Для всех групп |
Сбор и хранение |
Фондохранилища |
В исключительных |
Изучение |
Рабочие комнаты |
Желательно |
Обслуживание |
||
Прием |
Вестибюль, |
Для всех групп |
Показ |
Экспозиционные |
То же |
Информация |
Информационные |
Для всех групп, |
• Целесообразно
включение в состав музея блока
оборудованных для инвалидов помещений
для занятий кружков и студий.
• С точки зрения
обслуживания инвалидов при проектировании
новых зданий музеев или реконструкции
существующих из всей многофункциональной
структуры музея преимущественное
значение имеет планировочная организация
вестибюльной, экспозиционной и
выставочной, кинолекционной и студийной
групп помещений.
Принципы функциональной организации
Панорамный
(диорамный) зал. Архитектурная организация зала
должна обеспечить:
создание
необходимой иллюзии, эффекта присутствия;
удобную для
осмотра организацию смотровой площадки;
специфическое
освещение картины и предметного плана;
неутомляемость
при обозрении;
рациональную
организацию движения посетителей;
сохранность
живописного полотна и предметного плана и защиту от огня, пыли и вредных газов.
Композиция зала
влияет на организацию всей обслуживающей группы помещении,
Смотровая площадка должна вмещать расчетное число посетителей с равноценными
условиями видимости.
Для выхода на
смотровую площадку в панораме необходимы две лестницы: для подъема и спуска.
Возможно устройство подъемника. Потоки поднимающихся и спускающихся посетителей
не должны пересекаться. Посетители, поднявшись на смотровую площадку, должны
сделать полный круг и вернуться туда, где начинали осмотр. Поэтому обе лестницы
должны располагаться в одной зоне.
Смотровая
площадка должна иметь ограждение, не допускающее зрителей на предметный план.
В диорамах
смотровая площадка может быть расположена как вдоль предметного плана,
так и быть выдвинута полукругом. Количество зрителей на смотровой площадке
прямо пропорционально ее величине и обратно
пропорционально времени, затрачиваемому на осмотр.
В панорамах
проход в захолстовое пространство на верхнюю обходную площадку допускается
только через комнату дежурного пожарного поста. Целесообразно
объединение комнат электрика и дежурного.
Освещение
живописного полотна, предметного плана и смотровой площадки решается комплексно
в соответствии с замыслом художника.
Перепад освещенности
смотровой площадки к живописному холсту обычно принимается 1:10.
Осмотр проводится
организованными группами по 25 — 30 чел. с
экскурсоводом. Четкая организация осмотра позволяет увеличить пропускную
способность. Панорамный (диорамный) зал должен
быть звукоизолирован от остальных экспозиционных залов. Рядом с ним желательно
иметь подсобное помещение для инвентаря.
В зале должна
быть создана возможность реставрации и пылеуборки холста,
предметного плана, захолстового пространства и зонта-рефлектора. Для замены
светильников и пылеуборки необходим выход на зонт-рефлектор.
Экспозиционные
залы. Экспозиция должна последовательно и убедительно раскрыть
художественную и научную информацию.
Для экспозиции
служат вводный, аванзал, панорамный и заключительный залы. Схема движения
посетителей должна позволять зайти в кинозал как в начале, так и в конце
осмотра.
Для сменных
выставок необходим специальный зал при вестибюле с возможностью его
самостоятельного функционирования. Кассы должны быть при входе и сообщаться с вестибюлем.
Кафе с входом из вестибюля нежелательно, его лучше иметь с входом с улицы или
рядом, в другом здании. Киоск по продаже сувениров — в конце маршрута осмотра.
Вестибюль должен быть связан с экскурсионным бюро и помещениями администрации.
Функциональная
организация вспомогательных помещений аналогична другим музеям (рис. , , ).
Что такое система навигации?
Термин «система навигации» часто применяется к картам и указателям. Однако на самом деле он описывает действия, которые люди должны предпринимать, чтобы ориентироваться на своём пути. Датский дизайнер Пер Моллеруп описывает это как процесс решения проблем, который используется, когда человек попадает в неизвестную ему обстановку, и должен принимать решения на ходу.
Система навигации включает в себя нечто большее, чем простое перемещение из точки «А» в точку «Б». С помощью неё люди могут решать следующие вопросы:
- понимание, где они находятся
- определение доступных им вариантов
- разработка лучших путей достижения заданного места назначения
- проверка того, находятся ли они на правильном пути
- понимание, когда они прибыли сюда, и
- разработка вариантов, как им вернуться назад.
Подумайте о том, как вы ориентируетесь в неизвестных вам музейных пространствах, и вы, вероятно, примените одну или несколько разных стратегий. Возможно, вы будете следовать специально предназначенным для этого указателям или маршрутам (при наличии таковых). Или же, возможно, вы будете искать подсказки или инструкции, обращаясь к кому-то за помощью. В любом случае, вы, вероятно, будете опираться на уже имеющуюся у вас информацию о подобных пространствах (независимо от того принимаете вы косвенные решение или нет). Так, например, вы можете предположить, что магазин или кафе в музее будет располагаться где-то на первом этаже. Вы также можете собирать информацию с карт или просто идти в том же направлении, что и большинство других посетителей, полагаясь на мудрость толпы. Скорее всего, вы будете использовать комбинацию всех этих подходов.
Принимая во внимание столь широкое количество стратегий для решения данной проблемы, очевидно, что карты и указатели являются далеко не единственными методами, которые могут использовать музеи с целью помочь людям разобраться в расположении своих помещений. Проектирование ясных, не требующих объяснений навигационных систем, может быть столь же важным, как и комплектация персоналом в целях удовлетворения потребностей посетителей
Эти тактики являются формой того, что Моллеруп называет «посетительским маршрутом» – термином, под которым он подразумевает «все действия и средства, которые делают местоположение доступным для посещения». Термин «системы навигации» чаще всего означает то же самое.
В случае с хорошей проектировкой здания и помещений посетители будут наслаждаться плавным перемещением от одной экспозиции к другой, не испытывая каких-либо проблем с ориентировкой. Неудачная же проектировка может вызвать стресс и разочарование. В некоторых ситуациях плохие системы навигации создают серьёзные препятствия для доступа, потому что посетителям не предоставляется достаточное количество информации для обоснования своих решений или же они не могут разобраться или понять её.
Для разработки эффективных систем навигации вам понадобится оценка уникальной архитектуры и строения вашего музея, некоторое понимание человеческой психологии и опыт в ориентированном на пользователя дизайне и тесной коммуникации.
Организация бизнеса
Регистрация
Любой бизнес необходимо регистрировать.
Есть два варианта регистрации:
- юридическое лицо;
- индивидуальный предприниматель.
Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.
Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:
- Копия паспорта.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Заявление по форме Р21001.
- Заявление в налоговую инспекцию.
Для регистрации ИП нужно:
- Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
- Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
- Написать заявление (форма Р21001).
- Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
- Зарегистрироваться в налоговой.
Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.
Расположение и поиск помещения
Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.
Плюсы открытия музея в центре города:
- удобная транспортная развязка;
- более высокий поток посетителей.
Минусы:
- высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
- плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.
Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.
Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.
Экспонаты
Экспозиции приватных музеев формируются за счет:
- частных коллекций;
- аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.
Подбор персонала
Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.
Для организации музея понадобится:
- Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
- Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
- Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
- Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
- Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.
Функция, назначение и тип объекта
Жилье | Общественное | Культовое и погребальное | Производство, хозяйственное, фортификация | Градостроительное | Малая форма, интерьер |
---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Мероприятия для людей с инвалидностью
Метрополитен-музей адаптировал к онлайн-формату полуторачасовые воркшопы Picture this! для незрячих и слабовидящих посетителей. Сначала участникам предлагается тифлокомментарий к экспозиции, работе или конкретному месту в музее, после чего ведущий организовывает дискуссию вокруг описанного объекта.
Музей Уитни перевел в Zoom не только ежемесячные встречи с тифлокомментированием, но и занятия для детей с расстройством аутистического спектра, на которые вместе с семьей приглашаются участники в возрасте старше шести лет.
В Музее современного искусства «Гараж» прошли онлайн-курсы для людей с особенностями интеллектуального развития. До пандемии для таких посетителей чаще всего проводились разовые мероприятия — экскурсии и мастер-классы. Но самоизоляция позволила создать последовательную серию встреч на протяжении от четырех до десяти недель
Любые перемены в привычном графике и, конечно, те, что повлек за собой карантин, способны вызывать стресс у человека с особенностями интеллектуального развития, поэтому стабильное расписание занятий очень важно. Педагоги музея работали по трем направлениям: изучение личностей художников по игровым видеороликам; обсуждения, построенные на вопросах участников об искусстве; развитие навыков устного описания художественных работ и рассказа о своих впечатлениях
Помимо этих курсов Музей «Гараж» организовал в Zoom цикл мастер-классов с глухим перформером Андреем Драгуновым, доступный как для глухих и слабослышащих, так и для слышащих посетителей, а также онлайн-уроки по русскому жестовому языку. Цикл мастер-классов состоял из трех занятий, которые позволили участникам лучше узнать себя и почувствовать свое тело в танцевальных движениях. Встречи проходили на жестовом языке и переводились на русский язык. Онлайн-курс по основам русского жестового языка был ориентирован на слышащих участников и посвящен изучению особенностей коммуникации и базовых фраз на жестовом языке.