Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов
Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.
На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.
Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.
Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.
И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.
В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.
Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.
Choose the topic
Также вы можете выбрать более узкую тему для вашей экскурсии. Например, организовать пешую прогулку (walking tour) по паркам города. Если ваши гости молоды, то будет не лишним захватить парки аттракционов (amusement park).
I propose to make a bike ride of the parks of Moscow and be sure to take a ride on the attractions at VDNKH. / Я предлагаю совершить велосипедную прогулку по паркам Москвы и обязательно прокатиться на аттракционах ВДНХ.
Также иностранной молодежи нравится посещать интернациональные арт-площадки, выставочные центры современного искусства или необычные бары. В некоторых городах пользуются популярностью экскурсии по крышам города, по местам скопления уличного искусства или по заброшенным объектам.
After walk, let’s get a look in the famous bar Квартира 44. International musicians play live there in the evenings. / После прогулки давайте заглянем в популярный барКвартира 44». Там по вечерам музыканты играют живую музыку.
Look at this wall! This is the graffiti of Shepard Fairy who is a one of the most influential street artists of our time. His art movement Obey is known worldwide, you know. / Взгляните на стену! Это работа Шепарда Фэйри – одного из самых влиятельных уличных художников современности. Его арт-движение Obey известно во всём мире.
Street performers often give performances on this square. / Уличные артисты часто устраивают представления на этой площади.
Основная лексика по теме:
Museum of contemporary art – музей современного искусства
Art space – арт-пространство
Cultural center – культурный центр
Exhibition — выставка
Events – события
Street art – уличное искусство
Street performance – уличное представление
Installation – инсталляция
amusement rides – аттракционы
abandoned objects – заброшенные объекты
roof top tour – экскурсия по крышам
Методика проведения производственных экскурсий
Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:
1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа).
2. Вводная беседа на предприятии.
3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения учащихся, объяснения специалистов предприятия.
4. Сбор иллюстрированных материалов.
5. Встречи и беседы с производственниками.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.
В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут учащимся вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет ученикам, что экскурсия — это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к учащимся на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию. На предприятии держаться все вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.
Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно
Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить учащихся, что ничего нельзя брать самостоятельно
Сбор материалов для коллекции учащиеся должно будут производить по разрешению учителя и экскурсовода.
Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.
Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы учащиеся знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия
Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.
Учащиеся не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями
Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова.
Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы).
Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему.
Подготовка к экскурсии
Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые учащиеся будут посещать
И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые учащимся следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому
Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.
При подготовке очень важно иметь цифровой материал, который будет использован в ходе экскурсии.
Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:
1. Название предприятия.
2
Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.
3. Современное оборудование, используемое в цехах.
4. Работники основных профессий предприятия.
5. Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?
6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?
7. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.
Во время экскурсии учащиеся всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.
Answer questions
Одно дело – до мелочей продумать определенный маршрут. И совсем другое – знать о городе всё. Не волнуйтесь, от вас этого и не потребуется. Просто будьте готовы к тому, что во время экскурсии вам будут задавать вопросы. И совсем не обязательно они будут касаться исторических фактов.
Конечно, наиболее увлеченные культурой (историей, архитектурой) или просто любознательные (inquisitive) гости будут интересоваться вопросами по теме следования вашего маршрута.
Например:
What is the architectural style of the building of the theater? / Каков архитектурный стиль у здания театра?
As far as I know this is Russian ar nouveau. This style has special characteristics. / Насколько мне известно, это русский ар-нуво. У этого стиля особые характерные черты.
Who is this pedestal dedicated to? / Кому посвящен этот постамент?
What is origins of the creation of this art object? / Какова история происхождения этого арт—объекта?
How ancient is this fortress? / Сколько лет этой крепости?
Но львиная часть вопросов будет посвящена житейским ситуациям и бытовым мелочам. Советуем вам заранее продумать, как трудности и потребности могут возникнуть у иностранных гостей во время вашей экскурсии. Ситуативные вопросы могут быть такие:
Could you tell me, please, where I could buy water? / Подскажите, где я могу купить воду? Where is the nearest market? I would like to try local food. / Где ближайший рынок? Я бы хотел попробовать местные продукты.
Sorry, I need use a toilet. Where I could do this? / Простите, мне нужно воспользоваться туалетом. Где я могу это сделать?
Where can we buy light metro tickets? / Где нам купить билеты на лёгкое метро?
I promised to get a hat from fur of arctic fox. How much can it cost? / Я обещал раздобыть шапку из меха песца. Сколько она может стоить?
Экскурсия на английском языке по вашему родному городу может стать для вас хорошим вызовом
Готовясь к прогулке, вы узнаете больше интересных фактов о своем городе и обратите внимание на места, которые раньше казались лишь частью привычного пейзажа. А легко ориентироваться в лексике, быстро подбирать слова и адекватно реагировать на вопросы носителей, вам помогут курсы разговорного английского от школы Wall Street English
1.3. Куклы как объект экскурсионного показа и рассказа
На
вопрос, что такое кукла, можно ответить
по-разному. В Словаре русского языка
С.И. Ожегова объясняется, что кукла –
это детская игрушка в виде фигурки
человека. По мнению же археологов и
искусствоведов, это – любая фигурка
человека, даже та, что создана вовсе не
для игры.
По-японски
кукла – нинге,
что переводится
как образ человека. Пожалуй, точнее и
не скажешь. Договоримся, что и мы будем
считать куклой любую фигурку человека,
предназначенную не только для игры, но
и для ритуала. Тогда мы сможем проследить
историю куклы с древнейших времен. Ведь
детской игрушкой она стала совсем
недавно, а скульптурки человека
Кто
первым придумал механических кукол? Н.
Г. Юрина отвечает – это знаменитый
греческий изобретатель Герои
Александрийский, живший в конце II –
начале I в. до н.э. Он изобрел пожарный
насос, водяной орган, нечто похожее на
паровую турбину и даже автомат для
продажи воды .
Удивительные
механические куклы были и в других
странах древнего мира. В Древнем Китае
их приводили в движение с помощью
пороховых взрывов. А во Вьетнаме
существовал театр плавучих кукол (см.
прил. 1, рис. 3). Куклы, прикрепленные к
специальному механизму, находились под
водой. Когда зрители рассаживались
вокруг пруда, механизм заводили и куклы
всплывали, а после представления снова
погружались на дно .
В
Древней Греции куклы были разные – от
деревянных чурбанчиков с едва намеченными
чертами лица до кукол с тонко вылепленными
из воска лицами и телами, со сгибавшимися
в суставах руками и ногами (см. прил. 1,
рис. 4).
Дорогим
куклам полагалось и богатое приданое:
дома, домашняя утварь, сундучки с одеждой.
Таких кукол могли приобрести, разумеется,
не все. Поэтому самыми популярными были
глиняные – с руками и ногами на нитках.
А в захоронениях маленьких греков
найдены мраморные куколки в виде
спеленутых младенцев. Возможно, они
должны были утешать ребенка по дороге
в царство мертвых.
Не
пренебрегали куклами и взрослые эллины.
Они украшали игрушечными красавицами
свои дома. Порой в греческих семьях
накапливались целые коллекции декоративных
кукол.
Очень
любили в античном мире глиняные игрушки.
Их называли керамика,от греческого
керамос
– глина. Они
выглядели точь-в-точь, как глиняные
изделия наших народных умельцев, даже
были раскрашены похоже .
А
вот маленьким римлянам дарили игрушки
с самого рождения: мальчикам на девятый
день, а девочкам на восьмой на шею
надевали.
Особенности организации обзорной экскурсии
Особенностью проведения обзорной экскурсии является ее многотемность, способность экскурсовода за короткое время изложить большое количество информации об объекте или объектах. Для формирования обзорных экскурсий используются исторические и современные материалы. Строится такая экскурсия не только на теоретическом рассказе, но и на визуальном показе различных памятников истории и культуры.
В обзорных экскурсиях события излагаются кратко, что позволяет получить общее представление о личности, городе, крае, государстве и т.д. Обзорная экскурсия также ограничена хронологическими рамками – повествование начинается со времени существования изучаемого объекта, с первого упоминания о нем, до современности. Также отмечается перспектива развития объекта.
Создание обзорной экскурсии – это сложная туристическая задача. Раньше данные проблемы решались совместными усилиями экскурсоводов, которые объединились в бюро путешествий и экскурсий. Сегодня тяжесть данного нелегкого дела зачастую ложится на 1-2 человек, которые являются организаторами данного вида экскурсий. Для того чтобы создать грамотный экскурсионный обзор, необходимо не только выбрать объекты на территории города или городов, каких-либо поселений, но и подобрать необходимую литературу, изучить ее. Необходим анализ источников, которые имеются в архивах, для получения полной картины по рассматриваемому вопросу.
Формирование обзорной экскурсии является сложным процессом и по той причине, что она позволяет за короткий промежуток ознакомиться не только с основными историческими событиями, но и со своеобразием современного облика изучаемого объекта. Для разработчиков и экскурсоводов в этом заключается главная трудность, так как за короткий промежуток времени необходимо довести до туристов большое количество информации.
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
Цель проекта – организация экскурсионного бюро в городе Ростове-на-Дону (торговая марка «Донской турист»). Специализация – предоставление услуг по проведению экскурсий, взрослых и детских, по Ростову-на-Дону и области. Заказчиками могут являться как частные лица, так и организации, туристические фирмы.
Основание для реализации проекта – рост популярности внутреннего туризма в России на фоне снижения общего благосостояния граждан и блокирование популярных международных туристических маршрутов. Проект неограничен во времени, инвестиционный период рассчитывается на пять лет. Решение об инвестировании принимается на основании интегральных показателей проекта (Табл. 1).
Таблица 1. Интегральные показатели эффективности проекта
Ставка дисконтирования, % |
5 |
Ставка дисконтирования, мес. % |
0,407 |
Срок окупаемости (PP), мес. |
17 |
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес. |
18 |
Чистая приведенная стоимость (NPV), руб. |
16 928 489 |
Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), % |
7,39% |
Внутренняя норма прибыли (IRR), % |
6% |
Индекс доходности (PI) |
2,89 |
Транспорт для экскурсии
Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:
- исправные ремни безопасности;
- световая и звуковая сигнализация;
- наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
- присутствие дополнительных камер и зеркал;
- автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
- наличие тахографа;
- навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- наличие двух огнетушителей и трех аптечек;
- присутствие знаков «дети»;
- действующие противооткатные упоры.
Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.
Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.
План урока-экскурсии
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
- Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
- Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.
Документы для экскурсии
К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:
- Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
- Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
- Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
- Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
- Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.
ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками
- Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
- Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
- Сведения о медработнике, копия его лицензии.
- Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
- У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.
Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.
После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.
Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»
Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.
Связь с учебно-воспитательным процессом
Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?
Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:
- патриотическое воспитание учащихся;
- расширение знаний о мире, других странах;
- повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
- воспитание любви к искусству;
- расширение знаний об экологии вашего города и мира;
- развитие экономической грамотности;
- расширение исторических знаний;
- изучение природы;
- расширение познаний в области географии.
В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:
- места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
- строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
- природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
- заводы, фабрики и производства;
- храмы и церкви;
- музеи, галереи, выставки;
Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.
С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.
Шаг 2: Как оформить бизнес «Экскурсии по городу»?
Если вы планируете сотрудничать с одним-двумя партнерами, регистрация бизнеса не потребуется, так как прибыль на первых порах будет небольшой. Однако если штат гидов вырастет до 20 и более человек, то нужно будет позаботиться о налоговых отчислениях в государственные фонды и присвоении предприятию статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Согласно законодательству Российской Федерации, данная деятельность не подвергается лицензированию
Основные документы, которые необходимо подготовить для осуществления деятельности на первых порах:
- разработанный договор на оказание услуг (контракт описывает все действия и предложения по экскурсиям);
- полный список музеев, выставок, интересных мероприятий, достопримечательной и интересных локаций в городе;
- документ, который подтвердит ваш статус преподавателя истории/культуры/филологии/проч. Хорошо, если у вас также будут документы, подтверждающие ваше право заниматься туристическим бизнесом, даже если это будут удаленные инфокурсы, но с обязательной лицензией.
- памятка для клиентов.
В итоге
Успех экскурсионного бизнеса кроется не только в ярких местах города, но и в умении организатора найти подход к каждому клиенту, достучаться до него, заинтересовать своим рассказом, интересной подачей. Даже самый обычный на первый взгляд городок может иметь много тайн, исторических фактов в прошлом – познакомьтесь с историей города, изучите архивы.
Чтобы заинтересовать слушателя, можно привлекать интересные статистические данные, использовать цитаты известных людей или даже читать стихами. Хорошие ораторские способности, творческая жилка с коммерческим потенциалом – и экскурсионный бизнес в ваших руках расцветет и принесет хорошие плоды.