Чтобы разработать бизнес план такси, нужно тщательно изучить рынок таких услуг. Если хотите начать бизнес с нуля — потребуется немало вложений, особенно если рассматривается идея с собственным автопарком. Нужно оформить документы и создать ООО / зарегистрироваться как ИП. Основа успешного бизнеса — качество работы водителей, исправные комфортабельные авто и грамотное продвижение.
Сначала определитесь, в какой нише вы видите бизнес более успешным:
- Социальное такси эконом-класса;
- Такси VIP-класса;
- Грузоперевозки;
- Маршрутное такси.
Конкуренция обычно большая, поэтому нельзя браться за всё сразу, идея должна быть чёткой. Например, можно начать с эконом-такси, а затем организовать грузоперевозки по мере востребованности. Перед тем, как открыть маршрутное такси, нужно изучить инфраструктуру, состояние и возможности общественного транспорта и многое другое.
Подбираем персонал
Главное, что нужно чтобы открыть такси — персонал. К нему предъявляются довольно жёсткие требования. Проверяются все документы. Перечислим основные требования:
- Водители. Необходим минимальный водительский стаж работы 3-5 лет. При наборе обязательно изучаются все данные, в том числе — количество ДТП. Водитель должен быть коммуникабельным и иметь приятный внешний вид. Обязательно прохождение медосмотра, а также предоставление справки от нарколога. Опыт работы в других фирмах также учитывается.
- Диспетчеры. Желателен опыт работы диспетчером или специалистом call-центра. Важно иметь приятный голос, отличаться коммуникабельностью, уметь работать с компьютером, обрабатывать заявки. Для старта понадобится, как минимум, 3 человека. График работы — также сутки через двое. Перед тем, как открыть диспетчерскую службу такси, проведите собеседования, закупите оборудование и обучите персонал.
- Бухгалтер. Лучше всего обращаться в аутсорсинговую бухгалтерскую компанию. В таком случае не придётся платить фиксированную зарплату сотрудников, получится сэкономить на ней и на налогах. Сотрудник такой фирмы будет готовить необходимые документы для бухучета, составлять отчётность и направлять её в соответствующие инстанции.
- Техник. Если имеется свой автопарк — каждая машина должна быть регулярно осмотрена. Если его нет — услуги техника тоже могут потребоваться. Все машины должны пройти техосмотр, чтобы автомобили были исправными и безопасными. Тогда фирму будут уважать.
Также для организации работы понадобится директор. Но в этом качестве обычно выступает владелец бизнеса самолично. Говоря про необходимые документы, нужно учитывать, что вы работаете официально, и все должны быть трудоустроены должным образом. Заключается трудовой договор с сотрудниками.
Как работать с водителями?
Существует несколько схем работы с водителями. Все они зависят от возможности затрат на покупку автомобилей (вариант с автопарком), и их обслуживание:
- Вариант со своими автомобилями. Водитель работает по найму. Есть большие риски и вероятность расходов увеличивается. Но и прибыли будет больше. В таком случае водитель получает фиксированную зарплату и возможные (на ваше усмотрение) проценты. Распространена практика, когда водитель занят сутки через двое. Тогда потребуется 3 сотрудника на один автомобиль.
- Привлечение водителей со своим авто. Вы раздаёте заказы с помощью собственной диспетчерской службы. При этом получаете процент с каждого заказа. Вариант более безопасный: нет материальной ответственности за автомобиль. Но и денег получите меньше.
Чаще всего такси как бизнес предполагает смешанный тип сотрудничества с водителями, что обеспечивает хорошую рентабельность.
Автомобили и требования к ним
Чтобы открыть свое такси, для начала у вас может быть одна машина. Рекомендуется не покупать отечественные авто. Если так — то не дешевле, чем Lada Granta. Самым актуальным вариантом является Renault Logan.
Главные требования к автомобилю:
- Автомобиль должен быть исправным, с успешно проведённым техосмотром. В дальнейшем это требуется делать каждые полгода.
- По бокам должны быть шашечки — это условия для законного бизнеса в такси.
- На крыше устанавливается опознавательный фонарь.
- На каждую машину оформляется разрешение на автоперевозки.
Переходим к конкретным действиям
Чтобы организовать работу с нуля, нужно составить бизнес план, в котором отмечены все статьи расходом, чётко прописаны цели, задачи (в т. ч. временные и промежуточные). Определяется схема работы, стартовый капитал и план возможного расширения.
Организация работы диспетчерской
Чтобы организовать диспетчерскую, необходимо:
- Решить вопрос аренды. Просматриваются объявления. Предпочтительнее выбирать варианты без привлечения агентств, которые берут себе процент со сделки. Нужно связаться с арендодателями и съездить на осмотр всех возможных помещений для аренды. Затем заключается договор с собственником.
- Выбрать провайдера телефонии и интернета.
- Закупить необходимое оборудование.
- Приобрести ПО для обработки заказов и автоматизации работы.
- Подобрать персонал, провести собеседование и официально всех трудоустроить.
Привлекаем к работе водителей
Важно, чтобы вашу фирму знали с хорошей стороны не только клиенты, но и водители. Поэтому перед тем, как начать дело с нуля, сформируйте выгодное предложение для них. Разместите вакансии в интернете (в т. ч. соцсетях) и в газетах объявлений. Это можно сделать и бесплатно. После того, как получите несколько звонком, проведите собеседование в заранее установленный день.
Реклама, имидж и продвижение
Мало просто открыть такси, нужно очень грамотно подойти к формированию положительного образа. Такси должно быть социальное, стоимость не должна превышать средние показатели, обязательно должна быть своя «фишка». Идея — только оригинальная. Предлагаем рассмотреть основные составляющие успешного продвижения:
- Разработка фирменного стиля. Обязательно создайте узнаваемый логотип. Для этого нужно нанять профессионального дизайнера — фрилансера или специалиста из агентства. Во всей рекламной и имиджевой продукции должны быть использованы фирменные цвета. Желательно, чтобы водитель имел униформу.
- Идея, ориентированная на целевую аудиторию. Можно устраивать всевозможные акции. Например, дарить детям сувениры или угощения. Это недорого, клиентам всегда будет приятно, и они вас запомнят. Можно выдавать карточки, которые при определённом количестве поездок дают скидку или позволяют ездить бесплатно.
- Правильная рекламная кампания. Реклама на ТВ обойдётся дорого, радио сейчас — не так эффективно. А вот социальные сети, «сарафанное радио» и разные виды печатной продукции (визитки, рекламные брошюры и т. п.) — нужно использовать.
Перед тем, как открыть такси, обязательно включите в свой бизнес план вопросы продвижения. Итак, для успешной работы понадобится:
- Создание своего сайта. Там будет возможность заказать такси. Возможно, вы будете единственной компанией в городе, кто это предлагает (в регионах).
- Печать визиток. Распространять лучше всего с помощью проверенных курьеров. Визитки и другая рекламная печатная продукция может распространяться по почтовым ящикам. Но одной визитки мало — нужно что-то полезное. Например, в столичных городах распространяются визитки с картой метро. Можно договориться с сетью развлекательных заведений, чтобы там была и их реклама. Так, клиенты всегда будут знать, куда сходить и на чём доехать.
- Наклейки на автомобили. Элементы фирменного стиля должны присутствовать на автомобилях. Можно сделать наклейки, этот вариант нередко рассматривается как отдельный вид бизнеса. Находятся водители, и за небольшую сумму соглашаются на какое-то время делать наклейки на задние стёкла.
- Социальные сети. Чтобы фирму узнавали, без соцсетей не обойтись, и группа ВКонтакте нужна. Там можно устраивать розыгрыши, предлагая скидки на поездки.
- Разработка уникального предложения для компаний. Служба такси может на определённых взаимовыгодных условиях обслуживать предприятие.
Определяем статьи расходов
Теперь вы знаете, как открыть службу такси. С чего начать расчет? Предлагаем рассмотреть весь список затрат:
- Радиостанция — от 15 тыс. руб;
- ПО — 5 тыс. руб.;
- Телефонный номер — 15 тыс. руб.;
- Экипировка авто — 2,5 тыс. руб.;
- Регистрация товарного знака — 7 тыс. руб.;
- Создание сайта — от 20 тыс. руб;
- Затраты на рекламу — от 5 тыс. руб.
Столько затрат понадобится, если будете работать без своих авто. В другом случае — нужно приплюсовать стоимость автомобиля. Перечислено самое главное, без чего нельзя.
Также будут месячные затраты на сотрудников — в зависимости от количества. Аренда помещения под офис — около 20 тыс. руб.
Подводим итоги
В каждом городе затраты будут разные. В крупных — аренда будет больше. Зарплата сотрудникам — также. Предлагаем средние показатели, которые должны обеспечить рентабельность и большую прибыль в будущем.
- Чтобы открыть службу такси, потребуется около 70 тыс. руб.
- Период окупаемости составляет 6 месяцев без своего авто, 1-2 года — со своим автопарком.
- Среднемесячная прибыль составляет 70-90 тыс. руб.
Чтобы организовать свою службу такси, нужен план, яркая идея и эффективная бизнес-модель.