Как написать бизнес план: пошаговая инструкция

Бизнес – планирование, как способ перспективного анализа деятельности предприятий любой сферы деятельности, распространено повсеместно и необходимо, как крупным корпорациям, так и небольшим бизнес – проектам, только завоевывающим рыночную нишу. Состав бизнес – плана вопрос достаточно специфичный и во многом определяется видом деятельности, для которого разрабатывается, и индивидуальным подходом разработчика, однако документ должен выглядеть и быть грамотно разработанным.

Как написать бизнес план пошаговая инструкция

Типовая пошаговая инструкция того, как составить бизнес – план с нуля самостоятельно, подразумевает рассмотрение следующих обязательных аспектов:

  • анализ конкурентных преимуществ бизнес – проекта, товара или услуги;
  • план организации производственного процесса;
  • организационное планирование бизнеса;
  • анализ рынка и потенциальных возможностей бизнеса;
  • планирование расходования и поступления финансовых ресурсов;
  • рассмотрение возможных рисков и способов их компенсирования.

С чего начать бизнес – план

Методика составления бизнеса плана подразумевает наличие цели планирования и определенной идеи, товара или услуги, которую предполагается предложить потребителям в качестве продукта потребления.

Имеешь цель – значит знаешь, чего хочешь

Целью, позволяющей начать проектирование может стать:

  1. Привлечение к проекту или продукту внимания инвестора, путем наглядной демонстрации их потенциала, реальности воплощения и извлечения прибыли
  2. Поиск партнеров для реализации проекта с нуля путем аутсорсинга и/или диверсификации
  3. Понимание перспектив развития фирмы и определения доли прибыли доступной для использования в качестве дивидендов
  4. Выявление недостатков существующей структуры организации бизнеса и пути их устранения
  5. Построение эффективного менеджмента, путем координации усилий партнеров
  6. Решение задачи финансового оздоровления бизнеса

Выбрав подходящую цель, следует всегда держать её в голове в процессе всего создания бизнес – плана, так как каждый раздел должен ей соответствовать и помогать в достижении. Чаще всего бизнес план нужен тем, кто решил начать новый бизнес с нуля, поэтому детально следует рассмотреть, как написать бизнес – план, ориентированный на инвестора.

Удачная идея – половина успеха

Прежде, чем начать планирование будущих расходов и прибылей, необходимо выбрать свой бизнес, который будет приносить не только доход, но и удовольствие от занятия любимым делом. Любую неординарную идею или дело, которым просто хочется заниматься, можно развить с нуля в успешное предприятие или создать компанию, обреченную пережить своего основателя, если грамотно все спланировать и упорядочить на бумаге.

Типовая структура бизнес плана

Оценка конкурентоспособности

Основным моментом, который рекомендует оценить в первую очередь любая пошаговая инструкция разработки бизнес – плана, это способность продукции, выбранного для открытия предприятия, заинтересовать потребителей. Причем это должны быть не голословные заявления, а обоснованное сравнение по нескольким ключевым факторам успеха, то есть характеристикам из-за которых аналогичные продукты выбирают покупатели, с предлагаемым изделием и выявление преимуществ.

Оформление бизнес – плана должно быть максимально наглядным, а значит сравнение значимых характеристик нового продукта или идеи следует выполнить в виде таблицы или диаграммы, способных привлечь внимание инвестора и без лишних слов продемонстрировать преимущества. Причем сделать конкурентоспособным можно любой товар или услугу, в частности:

  • если есть ноу-хау, делающее продукцию инновационной, то можно позволить себе чуть более высокую цену, не боясь потерять в спросе;
  • когда никаких новшеств предложить не удается, можно напротив привлечь клиента снизив цену или предложив необычное обслуживание;
  • даже кажущееся отсутствие рыночной ниши может оказаться обманчивым, если при прочих равных показателях, включая цену и характеристики товара, добавить сопутствующий сервис, дисконтирование или розыгрыш призов.

Важно! Этот и последующие этапы разработки бизнес – плана не должны содержать искаженной, недостоверной, непроверенной или исправленной для улучшения показателей информации, дабы анализ был объективным. Если при планировании, на любом из этапов, выявляется несостоятельность выбранной идеи или продукта, лучше отказаться от неё, чем потом терпеть убытки и банкротство.

Планирование производства

После того, как конкурентоспособная услуга, продукт или идея выявлена, принятый порядок разработки проекта бизнес – плана предусматривает всесторонний анализ производственной среды, то есть:

  1. Потребности в ресурсах необходимых для реализации идеи, в том числе помещениях, оборудовании, расходных и вспомогательных материалах, комплектующих и деталях, а также всевозможных энергоносителей.
  2. Наличие необходимых мощностей, документации, технологических процессов и чего не хватает для удовлетворения потребностей.
  3. Недостающие логистические потоки для реализации проекта, существующие источники поступления требуемых ресурсов, порядок их поступления, оформления и вовлечения в производство.
  4. Сравнительный анализ выявленных источников и выбор оптимального по приоритетным параметрам (цена, качество, объем, скорость поставки и пр.).
  5. Определение перечня работ для аутсорсинга и какие части проекта должны быть реализованы самостоятельно для гарантирования создания продукта с требуемыми потребительскими свойствами.
  6. Разработка рациональной логистической схемы поставок, выбор оптимальной системы обеспечения складских запасов для бесперебойной работы, калькуляция потребных объемов всех работ и услуг для последующего финансового расчета.

Важно! Особенности составления бизнес – плана заключаются в том, что:

  • все цифры должны быть подтверждены подробными расчетами, желательно с применением авторитетных методик;
  • в пояснительной записке следует указывать только ссылку на методику и её суть, после чего в иллюстрированном виде представлять расчеты, схемы логистики и другую информацию;
  • все излишние подробности правильно будет оформить в виде одного или нескольких тематических приложений.

Организационная структура

Организационные детали

Немаловажной информацией для инвестора являются данные о выборе организационной структуры, правового статуса и формы собственности. Грамотное правовое оформление бизнеса и рациональная структура расстановки кадров и распределения между ними функциональных обязанностей, отражаемые в организационном плане, особенно важны для предпринимателя, решившего начать свой бизнес с нуля, чтобы самому оценить потребность в людских ресурсах.

Организационное планирование предусматривает проработку следующих вопросов:

  • какие обязанности владельцу бизнеса лучше выполнять самому, не доверяя наемным работникам;
  • необходимые работники исходя из производственного плана и выведенных на аутсорсинг этапов производства;
  • потребная квалификация, профессиональные требования и предполагаемый уровень вознаграждения;
  • иерархическая структура подчиненности и ответственности, распределение функций координации и контроля.

Итогом разработки раздела должна стать структура должностей и профессий, а также таблица персонала с индивидуальным заработком и суммарным размером фонда оплаты труда.

Важно! Затраты на оплату труда персонала в накладных расходах составляют от 50 до 80%, поэтому критически важно, особенно для решивших начать собственное дело с нуля, исключать лишних работников, применяя по возможности совмещение функций и профессий.

Оценка рыночной ситуации и возможностей

Все предыдущие этапы разработки бизнес – плана имеют немаловажное значение, но могут быть выполнены, не выходя из офиса и определяются в основном внутрифирменной средой, то есть подлежат регулированию и достаточно легко предсказуемы. Независящие от предпринимателя и практически не поддающиеся регулированию факторы, во многом определяющие успех проекта, должен подробно изучить и проанализировать маркетинговый план, разработать который самостоятельно, без наличия опыта и экономической подготовки, достаточно сложно.

Просто составить бизнес – план, используя инструкцию и примеры недостаточно, особенно для открытия предприятия сферы производства или услуг с нуля, без опыта работы на рынке и понимания всех его взаимосвязей. Чтобы начать предпринимательскую деятельность с правильной установки и не учится на собственных ошибках, практикуется привлечение профессиональных маркетологов, способных ответить на главный вопрос – может ли проект претендовать на долю платежеспособного рынка.

Сущность маркетингового обоснования

Чтобы сделать бизнес – план не просто рекламным проспектом нового предпринимательского проекта, а реальным экономически обоснованным прогнозом, его нужно подкрепить достоверными данными текущей рыночной обстановки. Анализ рынка подразумевает выполнение следующих процедур:

  1. Предметное и подробное изучение потребительского спроса, структуры рынка потребления, наличие и возможности конкурентов, емкость рынка.
  2. Выявление неудовлетворенной доли спроса, определяющей размер ниши потенциального потребления.
  3. Ожидаемые реакции рынка на варьирование цен в части изменения прибыли и объема потребления.
  4. Разработка последовательности действий, чтобы начать работу на рынке, и типовых реакций на внешние факторы.
  5. Обоснование выполненных предположений и предоставление аналитической базы, на которой они основаны.

Маркетинговый план составляется для того, чтобы определить фактический потенциал проекта, поэтому должен принимать во внимание всех, действующих в данном регионе, конкурентов, их сильные стороны, текущие и перспективные возможности насыщения рынка. Следующим шагом определяется общая емкость рынка, для чего проводится детальный анализ населения данного региона, города или микрорайона, в котором планируется создание и функционирование бизнеса. Порядок изучения потребителей включает их градацию по признакам пола, возраста, уровня обеспеченности, образованности, привычек и интересов, а также местную специфику.

Каждый результат должен быть фактическим, для чего используются статистические данные, результаты переписи населения, реестр предприятий и организаций, а также другую доступную информацию и собираемую специально, например, анкетирование или социальный опрос. Правильно проведенное определение емкости рынка и потенциала конкурентов, позволяют скорректировать план производства и организационную структуру, сократив до минимума издержки при старте с нуля и предусмотрев постепенное наращивание мощностей, согласно стратегии.

Способы повышения авторитетности

Чтобы привлечь инвестора и внушить ему доверие к маркетинговому исследованию, следует руководствоваться следующими правилами:

  • использовать методику исследования, обоснованную авторитетными источниками или нормативной базой;
  • подтвердить обоснованность статистической выборки, для чего указать источник, внушающий доверие;
  • использовать авторитетных партнеров для исследований, указав их и подтвердив участие документально;
  • указывать источники, заслуживающие доверия, в виде ссылок по тексту;
  • использовать документальные подтверждения проведенных исследований (анкеты, результаты опросов и т.п.).

Итогом раздела должен быть вывод о потенциальном объёме спроса, порядок вывода предприятия на рынок при его старте с нуля и стратегия последующего развития в краткосрочной (до 5-х лет перспективе).

Бизнес планирование

Движение денежных потоков

Для открытия, развития и становления собственного бизнеса нужны финансы, которые в большинстве случаев предоставляют кредитные организации, желающие инвестировать свободные средства в доходные проекты с быстрой окупаемостью. Чтобы доказать им, что начать предприятие, которое предлагается в бизнес – плане выгодно, не достаточно голословных утверждений, здесь нужны цифры, планы, балансы и анализ денежных потоков, для чего и составляется финансовый план.

Чтобы обосновать свой проект перед кредитными экспертами и другими инвесторами потребуются:

  1. Прогноз прибылей и убытков.
  2. Баланс поступления средств и платежей.
  3. Бухгалтерский баланс с построчным указанием дебетовых и кредитовых статей.

Необходимым и достаточным является обоснованный расчет следующих показателей:

  • чистая приведенная стоимость (NPV) при определенной ставке дисконтирования и фиксированном периоде;
  • индекс прибыльности (PI);
  • внутренняя норма рентабельности (IRR).

Когда начинается обсуждение окупаемости проекта, полезным также бывает расчет точки безубыточности проекта, определяющей минимальный объем реализации необходимый для покрытия всех текущих расходов.

Анализ рисков

Всегда есть вероятность того, что не все факторы были учтены и произойдет событие, способное нивелировать даже самые точные расчеты. Именно такие многочисленные «если» следует учесть при разработке данного раздела, а на практике, чтобы не подвергнуться рискам следует во всех расчетах принимать, в качестве рабочего, пессимистический прогноз развития событий и выполнять страхование ответственности. В этом случае потери будут компенсированы, а проект, доходный даже при худших обстоятельствах, фактически окажется сверхприбыльным.

Анализ рисков

Кратко, ёмко, красочно и убедительно

Именно таким должно быть резюме, оформляемое после того, как бизнес – план полностью разработан, все противоречия устранены, а экономические показатели удовлетворительны. Учитывая, что бизнес – план открытия даже небольшого собственного бизнеса с нуля состоит не менее, чем из 50 страниц, не считая приложений, его редко читают целиком, предпочитая концентрированную информацию в виде резюме, включающего:

  • сущность, цель и эффективность проекта;
  • возможности реализации;
  • объем финансирования, в том числе свои средства;
  • потенциальную доходность, срок окупаемости проекта и возврата инвестиций;
  • особенности маркетинга, перспективы, риски и их компенсирование.

То есть, чтобы получить инвестиции нужно доказать, что начать новый бизнес выгодно, доход гарантирован, а окупится проект через 3 – 5 лет.