Какие налоги и сборы относятся к федеральным? (перечень) ↑
Перечень всех федеральных налогов обозначен в НК РФ. Но помимо него всем заинтересованным лицам следует обязательно ознакомиться со следующими вопросами:
- общая характеристика;
- специфика оплаты;
- кем формируется налоговая ставка?
Полный список
Обозначенный в ст.13 НК РФ перечень федеральных налогов включает в себя следующее:
- НДС – налог на добавочную стоимость;
- платежи за реализацию подакцизных товаров;
- НДФЛ – налог на доходы физических лиц;
- государственную пошлину;
- различные сборы за использование ресурсов животного или растительного мира;
- «водный» налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых.
При этом данный перечень может претерпеть некоторые изменения с течением времени. Но изменить его возможно только путем внесения соответствующих правок непосредственно в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Общая характеристика
Плательщиками федеральных налогов признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, осуществляющие перемещение товара через таможню;
- физические лица, работающие на основе патента;
- официально трудоустроенные физические лица.
При этом налогооблагаемым объектом являются операции следующих типов:
- реализация различных услуг, товаров;
- передача товаров/услуг по территории Российской Федерации для собственных нужд;
- осуществление строительных работ для собственных нужд.
Имеется перечень исключений. Величина налоговой базы определяется в зависимости от особенностей реализации товаров, услуг.
Видео: налоги в РФ
Длительность налогового периода составляет всего один календарный месяц. Налоговая ставка может колебаться в достаточно существенных пределах. Допускается использование налоговых вычетов.
Специфика оплаты
Сами федеральные законы и их использование связаны с большим количеством нюансов, различных особенностей.
К самым важным можно отнести следующее:
- если налог является федеральным, то это не означает перечисление всей суммы полностью в соответствующий бюджет;
- при использовании различных специальных налоговых режимов могут быть введены дополнительные федеральные сборы.
Закон, затрагивающий федеральный налог, гласит, что возможно формирование многоуровневого порядка распределения средств.
В таком случае сбор рассматриваемого типа (любой) может быть равномерно или иным способом распределен между следующими бюджетами:
- федеральным;
- местным;
- региональным.
Сам процесс оплаты федеральных налогов имеет свою специфику. Особенно это касается лиц физических, которые трудоустроены официально.
Налоговым агентом могут быть:
- отечественные компании и предприятия;
- ИП;
- какие-либо представительства зарубежных компаний.
В НК РФ достаточно подробно обозначены все случаи, когда налогоплательщик имеет право на какие-либо льготы согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству.
Кем устанавливается налоговая ставка?
Величина налоговой ставки всегда обозначается непосредственно Налоговым кодексом РФ. Даже по одному и тому же налогу она может существенно различаться. Причиной тому могут быть льготы или же иные важные факторы.
При этом осуществлять внесение изменений в налоговое законодательство и, следовательно, менять величину ставки федеральных сборов могут следующие представители власти:
- Правительство РФ.
- Президент РФ.
Для соответствующих правок обязательно формирование регламентированных законом нормативных документов. Именно поэтому всем налогоплательщикам необходимо внимательно изучать реформы законодательства.
В противном случае можно ошибиться в расчетах величины налоговой ставки, что приведет к недоплате или же переплате сбора в бюджет.
Понятие налога и сбора
Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.
В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды и примеры налогов и сборов
Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д
региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
Беря во внимание способ взимания, разделяют:прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
По принципу пополнения того или иного бюджета:закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
По субъекту платы:запланирован для оплаты только физическими лицами;
платят исключительно организации (юридические лица);
предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Налог и сбор: между ними много общего
- И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
- Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
- Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.
Федеральные налоги: перечень 2017
В соответствии с налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам относятся перечисления, финансирующие федеральный бюджет страны. Рассмотрим, общие характеристики федеральных налогов и сборов в виде таблицы:
Виды федеральных налогов | |
Продажа товаров, работ и услуг; передача товаров для своих нужд; выполнение СМР; ввоз товаров в РФ (ст.146); | |
Плательщик | Компании и физические лица (в т.ч. ИП), а также лица, перемещающие товар через границу РФ (ст.143); |
0%, 10%, 18% (ст.164); | |
Акцизы | |
Реализация подакцизных товаров и иные операции с подакцизными товарами (ст.182); | |
Плательщик | Компании и физлица, а также лица, перемещающие товар через границу ЕЭС (ст.179); |
Различаются в зависимости от вида реализуемых товаров (ст.193); | |
НДФЛ | |
Доходы, полученные в России (ст.209); | |
Плательщик | Физлица, которые получили доход в России (ст.207); |
13%, 30%, 35% (ст.224); | |
Налог на прибыль | |
Прибыль, которая получена организацией (ст.247); | |
Плательщик | Отечественные и зарубежные компании, ведущие свою деятельность на территории России (ст.246); |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | |
Животный и водный мир и его объекты (ст.333 2); | |
Плательщик | Компании и физлица (в т.ч. ИП), получившие согласие госорганов на добычу объектов животного и водного мира (ст.333 1); |
Ставка зависит от принятого объекта (ст.333 3); | |
Водный налог | |
Забор воды, использование акватории (ст.333 9); | |
Плательщик | Организации и физлица (в т.ч. ИП), осуществляющие пользование водными ресурсами страны (ст.333 8); |
Ставка определяется в зависимости от принятого объекта (ст.333 12); | |
Государственная пошлина | |
Обращение плательщика в госорганы всех уровней с целью совершения ими юридически значимых действий (ст.333 16); | |
Плательщик | Компании и физлица (ст.333 17); |
Размер госпошлины зависит от вида совершаемых операций (ст. 333 19 , 333 21 , 333 23 , 333 24 , 333 26 , 333 28 , 333 30 , 333 31 , 333 32.1 , 333 32.2 , 333 33); | |
Налог на добычу полезных ископаемых | |
Полезные ископаемые, добытые из недр (ст.336); | |
Плательщик | Юридические лица и ИП – пользователи недр (ст.334); |
Ставка зависит от объекта обложения (ст.342). |
Таким образом, к федеральным налогам и сборам относятся бюджетные платежи, прямо поименованные в разделе VIII ч. 2 Налогового кодекса.
Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы
. С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.
Налог на доходы физических лиц
Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.
Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.
НДФЛ – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:
- 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
- 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
- 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
- 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
- 35% — на определенные виды выигрышей и призов.
В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. Подача декларации о полученных доходах осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.
Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.
Физическим лицам | Индивидуальным предпринимателям | Юридическим лицам | |
Плательщики | Резиденты России и нерезиденты | Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя | — Российские организации; — Индивидуальные предприниматели; — Нотариусы, занимающиеся частной практикой; — Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; — Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ |
Налоговая база | — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов; — Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет; — Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей; выигрыши и призы; — Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования; — Суммы, полученные на основе договора дарения. | — Весь полученный доход от предпринимательской деятельности. — Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально. | Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком |
Порядок расчета | Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) | — С подтверждением расходов: доход * 13%. — Без подтверждения расходов: Выручка * 20%. | Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.Налог = налогооблагаемая база * ставка налога |
Налоговые ставки | Действуют вышеуказанные ставки | — 13% — используется при расчете полученной прибыли; — 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов | — 20% на налог от прибыли в определенных структурах; — 13% — на доход с документальным подтверждением расходов |
Уплата налога | Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля | Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом. Авансовые платежи вносятся: — Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года; — Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь; — Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь. | До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию |
Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень налоговых вычетов федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:
- стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
- социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
- инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
- имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
- профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
- вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.
Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.
Общие сведения
В независимости от формы собственности, всем бухгалтерами и управляющим различных предприятий следует хорошо разбираться в налоговом законодательстве. Особенно если дело касается не местных, региональных, а федеральных налогов.
Так как наказание за их неуплату достаточно сурово
Особенно важно ознакомиться со следующими вопросами:
- основные определения;
- классификация налогов;
- законные основания.
Очень важно знать, какие именно налоги признаются федеральными. Так как бухгалтерский учет должен полностью отражать все моменты, касающиеся налогообложения
Определения
Под налогами федерального типа понимаются всевозможные сборы, которые определяются НК РФ. При этом уплачивать их обязательно на всей территории страны, в независимости от типа организации, величины доходов, типа деятельности и иных важных факторов.
Прежде всего, следует разобраться со следующими определениями, непосредственно касающимися налогообложения:
- облагаемая налогами база;
- льготы;
- налоговая ставка;
- порядок изменения величины налоговой базы.
Наиболее важным определением является налоговая база. Оно является физической, стоимостной или иной характеристикой, при учете которой осуществляется расчет непосредственно самого платежа в государственный бюджет.
Порядок формирования налоговой базы зависит от вида федерального налога. Под налоговой ставкой понимается некоторый процент, который также называется нормой налогового обложения.
Она представляет собой определенную величину начислений на конкретную налоговую базу. Следует учитывать, что ставка может зависеть не только в от разновидности налога, но также от юридического статуса лица, уплачивающего его.
Налоговые льготы представляют собой некоторые послабления со стороны государства, основанием для которых являются какие-либо законодательные акты.
При этом льготы по федеральным налогам являются специальным инструментом для стимулирования предприятий, ведущих какую-либо определенную деятельность.
Измерение налоговой базы осуществляется при помощи единицы обложения. Она может быть представлена следующим:
- деньгами;
- единицей измерения товара (кг, шт. или иное);
- единицей площади.
В каждом случае способ измерения налоговой базы сугубо индивидуальный. Но важнее всего знать, какие отчисляются налоги в федеральный бюджет. Этот момент является основополагающим.
Классификация налогов
На сегодняшний день все существующие на территории Российской Федерации налоги, обозначенные в соответствующем разделе Налогового кодекса, можно разделить на следующие основные категории:
- федеральные;
- местные;
- региональные.
Каждая разновидность имеет свое назначение. Местные налоговые сборы чаще всего выплачиваются физическими лицами.
Относятся к разряду местных:
В отличие от местных налогов, федеральные налоги зачисляются в бюджет федерального уровня. Вся суть сборов рассматриваемого типа раскрыта непосредственно в их названии, что существенно упрощает понимание.
К налогам регионального типа, согласно действующему Налоговому кодексу, можно отнести:
- налог на ТС;
- налог на имущество организаций – в независимости от формы собственности;
- сборы с доходов от игорного бизнеса.
Местные, а также региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. После этого специальные представительные учреждения осуществляют определение основных элементов налогообложения:
- ставок;
- порядка уплаты;
- сроков перечисления средств в бюджет;
- льгот.
Порядок использования льгот также определяется местными властями. Налоги, взимаемые в пользу государства, являются обязательными к уплате.
При этом их тип (федеральные, местные и иные) значения не имеет. Наказание за уклонения от уплаты налога любого типа одинаково сурово.
Законное обоснование
Очень важно достаточно хорошо знать законодательное обоснование существования федеральных налогов, отдельных их разновидностей. Следует изучить следующие документы, представляющие собой законодательную базу:
Следует изучить следующие документы, представляющие собой законодательную базу:
Очень важно помнить, что законодательство в непрерывном режиме реформируется, и каждый год в него вносятся различные изменения. Очень важно следить за последними изменениями законодательства, а также за сменой КБК
Так как при неправильном указании последнего средства не дойдут до нужного бюджета (федерального, местного)
Очень важно следить за последними изменениями законодательства, а также за сменой КБК. Так как при неправильном указании последнего средства не дойдут до нужного бюджета (федерального, местного)
В чем заключается отличие сборов от налогов?
Все граждане вносят платежи в государственную казну, из которых впоследствии формируется бюджет и осуществляется поддержка социальных программ и институтов в стране. Однако стоит разобраться в том, что именно мы платим и почему. Такое понимание поможет смириться с необходимостью выплат и позволить оценить выгоды, получаемые взамен.
Нормы и положения закона
Все обязательные платежи граждан закреплены в основном законе Российской Федерации, а точнее в Налоговом кодексе РФ. Это правовой акт, устанавливающий все процедуры и нормы налогообложения как для частных лиц, так и для организаций. Однако верховная власть дала органам управления на региональном и местном уровнях возможность регулировать те или иные аспекты взыскания средств в местный бюджет.
Если возникают вопросы по двойному налогообложению или расчету налоговых вычетов, стоит разобраться в особенностях взимания налогов и сборов на территории конкретной области, края или городского поселения. Все формулировки нормативов и соответствующие постановления содержатся в перечне законов, принимаемых субъектами федерации, а также в нормативных актах отдельных муниципальных образований.
То есть, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения о налогах и сборах, а подробные инструкции по порядку их исчисления и процедуре уплаты конкретизируют на местах региональные властные структуры.
Виды налогов и сборов
Все платежи в казну государства, а точнее налоги и сборы в РФ, подразделяются на три основных вида по уровню подчинения:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
В зависимости от этой классификации определяется, какая именно властная структура будет в дальнейшем детализировать ставки. В Налоговом кодексе РФ каждый налог или сбор жестко закреплен за одной из этих категорий.
Сходство налогов и сборов
Основные сходства и различия между налогами и сборами описаны в понятиях, раскрываемых в налоговом законодательстве.
Соответственно, согласно определению налог – это обязательный платеж, исчисляемый индивидуально и вносимый безвозмездно. Он взимается как с частных лиц, так и с предприятий и организаций в форме отчуждения принадлежащих им денежных активов для финансового обеспечения всех сторон деятельности государства и его региональных и муниципальных образований. (Это упрощенное содержание соответствующей статьи закона).
В пункте 2 статьи 8 НК РФ приведено описание сбора. Это также обязательный взнос, который касается как организаций, так и физических лиц. Его уплата единоразовая и является одним из условий для выдачи лицензий и разрешений со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Также сборы могут быть необходимым условием для ведения некоторых видов предпринимательской деятельности на ограниченной территории, где действует тот или иной сбор.
Отличие налога от сбора
Основное различие между налогом и сбором заключается в свойстве безвозмездности. То есть, когда гражданин или предприятие вносит в государственную казну налог, то он ничего не получает взамен. Платить налоги — обязанность, которой нельзя избежать и никакой награды за это не положено.
Сбор существует на условиях взаимной выгоды. Тот, кто платит сбор, получает за это некую услугу от государства или одного из его субъектов. Как правило, это так называемые юридически значимые действия, приносящие прямую пользу плательщику: выдача разрешений, фиксирование прав, получение лицензий.
Еще одно отличие между сбором и налогом в порядке их установления. Чтобы налог начал считаться установленным, а значит обязательным для уплаты, необходимо определить кто именно его платит (установлены налогоплательщики) и каковы сами элементы налогообложения. Это налоговая база, объект налогообложения и налоговый период, а также другие аспекты.
При установлении сбора в обязательном порядке определяются только его плательщики, а перечень элементов может различаться. Устанавливаются только необходимые элементы сборов, но не все, которые могут относиться к этой области деятельности.
https://youtube.com/watch?v=P7Gl0aJAAvc
Кроме этого, сборы вносятся разово при возникновении такой необходимости, а налоги (некоторые из них) платятся регулярно и постоянно. По налогам возможен частичный или полный вычет при соблюдении определенных условий, а по сборам возвратов и вычетов не существует.
Между налогом и сбором много общего, и прежде всего — обязательность их уплаты. Однако их функции различаются, что приводит к расхождениям в расчетах и механизме уплаты этих источников пополнения государственной казны.