Чеканка монет в России и ее развитие
Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.
Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.
Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.
Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.
История чеканки монет
Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.
На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.
Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.
Чеканка в современной России
В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:
- Исключены затраты на нагрев металла.
- Не образуется окалина.
- У полученного образца нет шероховатости.
- Размер, форма и изображение на монетах получаются абсолютно идентичными.
- Металл гораздо меньше подвержен разрушению в долгосрочной перспективе.
Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).
Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.
В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.
Используемые материалы
Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:
Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
Алюминием и его сплавами
Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки
Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.
На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:
- соляной, серной, азотной кислотами;
- поташом;
- сернокислой медью.
Россия
Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.
А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств
Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.
Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.
При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.
Качество чеканки монет — в чем отличие
Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.
Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.
Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.
Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.
Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.
Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.
Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.
Другой вид качества монет — пруф-лайк, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.
Чеканка первых русских монет
Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.
- Заготавливался металлический кругляк (серебро или золото).
- С обеих сторон пресса размещались штемпели, после чего на нижний из них клалась заготовка.
- Пресс приводился в движение и сдавливал заготовку, одновременно отпечатывая изображение на обеих ее сторонах.
Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.
С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.
Современная чеканка монет
- Процесс создания современной монеты начинается с
дизайнерской разработки трёхмерной модели, которая крупнее конечного изделия. - Модель обволакивается силиконом, после снятия которого
образуется «негатив». - Тот заполняется эпоксидной смолой, которая даёт уже «позитивный»
рельеф модели. - Изображение с «позитива» специальной редуцирующей
машиной переносится на мастер-штамп из стали, но уже в натуральную величину
монеты, после чего металл закаляется. - Посредством исходного мастер-штампа на гидравлическом
прессе делаются «негативы» других мастер-штампов, которые будут служить
рабочими штампами. - Последние для увеличения срока службы закаляются и
хромируются. - С помощью рабочих штампов можно изготовить от 250
тысяч до миллиона монет, в зависимости от размера монеты и твёрдости
используемого для неё сплава. - Монетные заготовки вырубаются из листового металла,
обычно они круглые. - На специальном
станке обрабатывается гурт заготовки, при необходимости наносится надпись или
насечка. - При обработке гурта несколько меняется структура
металла, в связи с чем заготовки разогревают до 850 градусов и вновь охлаждают. - После этого будущие монеты обрабатываются смесью,
состоящей из мельчайших керамических наполнителей, металлических шариков и
химикатов, протравливающих и полирующих поверхность. - Затем происходит сушка горячим воздухом, после чего в
дело вступает монетный пресс. - Штамповка происходит полностью автоматически,
одновременно с двух сторон. После отбраковки дефектных монет остальные
подсчитываются и упаковываются.
самые дорогие монеты
Оборудование и технология монетного производства
Чеканка монет своими руками при современной технологии
совсем несложна. Потребуются лишь заготовки величиной с пятирублёвую монету,
которые нужно положить в специальный пресс, где находится чеканочный узел с
нанесённым объёмным рисунком и надписями. Изображение отсюда перейдёт на
сувенирную монету. После вкладывания заготовки, чеканочный узел закрывается и
по нему наносится сильный удар молотком, после чего монета готова.
Такое оборудование можно купить у компаний, торгующих
сырьём и оборудованием для чеканки или сделать самостоятельно. Готовый комплект
оборудования обойдётся примерно в 50 тысяч рублей. В него входят следующие
составляющие:
- ручной мини-пресс;
- наковальня;
- молот;
- клише (штампы) для чеканки (их минимальное количество
4 шт., а вид и количество зависят от готовности покупателя вложить средства); - расходные материалы: 200 медных, 100 латунных, 100 алюминиевых
заготовок для монет, можно обрабатывать и заготовки из серебра и золота.
Видео о чеканке монет своими руками
Чеканка сувенирных монет как бизнес
Достаточно прибыльной, хоть и необычной идеей является
делание денег на изготовлении сувенирных монет. Идея зародилась на одном из
алтайских курортов и была подхвачена другими предпринимателями. Данное
предприятие в основном рассчитано на туристов, которые с удовольствием тратят
деньги на разные сувениры, связанные с местами их отдыха. В этом контексте
монеты с символикой городов и их достопримечательностей, календарных дат и т.д.
являются довольно востребованным товаром.
Чеканка монет своими руками при этом очень проста, она
уже описана чуть выше. Сам человек, который изготавливает такие оригинальные
сувениры, получает ещё положительные эмоции от того, что из невзрачного
металлического кругляша у него получается блестящая и красивая монета. Ведь
делать это может не только владелец пресса, но и сам турист, который потом
будет гордиться перед всеми, что он самолично изготовил эту монету.
Чтобы бизнес не только окупал себя, но и приносил
заметную прибыль, для такого аппарата для чеканки нужно найти достаточно бойкое
и людное место, где прогуливается много туристов и отдыхающих. Этому хорошо
соответствуют обычно набережные и парки. Не потребуется и расходов на рекламу –
других клиентов привлечёт первый же человек, размахивающий молотом.
- 5000 рублей за аренду 1-2 квадратных метров земли;
- 30 рублей стоит одна монетная заготовка.
Если установить ценник примерно 200-300 рублей за
монету и «осчастливить» в день 10-15 человек, то в месяц можно заработать до
70 000 рублей. Амортизационные расходы составляют примерно 15-20%. Отсюда
несложно вычислить, что такой бизнес окупается за 1-2 месяца, выдавая
рентабельность до 600%.
А Вы уже чеканили себе монетку на память своими руками? Хотели бы открыть такой бизнес? Расскажите об этом в .
Старые мастера и новая школа
Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.
Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.
Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.
Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.
Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.
Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.
Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.
Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.
Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.
Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6—0,8), диаметр составлял 90 мм.
В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка — центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.
Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа — это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.
В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш каталог
А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.
Чеканка XVII века
На фоне всеобщего научно-технического прогресса продолжал усовершенствоваться и процесс чеканки. В середине столетия усовершенствуется вальцевальный станок, механизм которого теперь позволяет менять штемпели. Геометрическая форма оттиснутых монет имеет дугообразную форму из-за удобства более качественной фиксации зажимного шипа. Разработана и оптимизирована система, сочленяющая рычаги и зубчатые передачи вальцевального станка таким образом, чтобы ход штемпеля точно соответствовал форме и расположению проходящей под ним монетной заготовки.
Примерно в это же время в производстве монет начинает применяться балансир или шпильдельверк. Для приведения его в действие был внедрен Т-образный утяжелитель, разгон которого требовал большой силы. В качестве этой силы, как и прежде, использовались несколько человек или лошадь. Как и ранее, нижний штемпель пары, называемый штоком, закреплялся стационарно. Верхний, айсен, крепился к винтовому снаряду, для раскрутки которого и требовались большие прикладные усилия. Максимальный разгон позволял прочеканить талер номиналом 1 и 2 единицы с первого раза. Во время обратного хода балансира под него успевали подложить новые металлические заготовки.
Ход мероприятия.
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает около себя детей.
-Ребята отгадайте загадку:
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (деньги, монеты)
Ребята подойдите к столу.На столе лежат деньги: бумажные, медные, железные. –Как вы можете назвать все это одним словом? (деньги)
2. Актуализация знаний.
-А вы знаете из чего сделаны деньги?
-Сегодня пришла посылка а ней письмо от Кузнеца Проши. Давайте посмотрим, что там написано.
«Здравствуйте ребята. Слышал у вас сегодня в детском саду состоится сувенирный аттракцион чеканки монет. Я начал у себя в кузне делать одну монетку, но у меня сломался молоток. Очень прошу вас мне помочь. С уважением Кузнец Проша.»
-Ребята поможем Проше?
В посылке монеты по 5 рублей, фольга.
-Ребята скажите а как можно с помощью фольги сделать монетки.
Дети размышляют.
Физкультминутка. Кузнец
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово. (Дети шагают, припадают на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
3. Затруднение в ситуации.
– Ребята а как вы думаете, как можно сделать монетки из фольги? (ответы детей).
Сегодня я хочу познакомить вас с новым видом работы с фольгой- это теснение или как еще говорят чеканка.
Пройдите за столы там уже все приготовлено для выполнения работы. Дети садятся за стола, воспитатель предлагает самостоятельно выполнить работу. Происходит затруднение.
-Справились с заданием?
-А почему мы не смогли выполнить задание? (потому что не знаем что такое теснение, чеканка)
4. Открытие нового знания.
-Вы хотите научится делать монеты? (да)
Тогда давай те я вам расскажу,что значит- чеканить.
Техника чеканки совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Сегодня я хочу провести с вами сувенирный аттракцион чеканки монет. Мы сделаем сувенирные монетки для ваших родителей.
5. Включение нового знания в систему знания детей.
Давайте мы с вами разделимся на две команды. И проведем соревнование у кого лучше получится изготовить сувенирные монетки. Проходите за столы одна команда за один стол, другая команда за другой стол. Возьмите 5 рублевые монеты и оберните ее фольгой. Затем простым карандашом штриховыми движениями проводим по монетке. Затем аккуратно снимаете фольгу и перенести на картон.
-Приступайте к работе.
Дети приступают к изготовлению монет. А теперь мы свои монетки мы подарим своим родителям. Но и не забудьте про Прошу ему тоже надо отправить монетки.
6. Осмысление.
– А чем мы с вами сегодня узнали (о том какие бывают деньги, что такое чеканка)
-А мы смогли справится с заданием?
– Что нового для себя вы сегодня узнали
Бизнес на сувенирных монетах
Что такое сувенирные монеты, наверняка представляют себе многие читатели. Собственно, само название «сувенирные» говорит за себя. Что может быть изображено на таких монетах? Прежде всего чеканный рисунок зависит от того, что изображено на клише – специальной форме по образцу которой изготавливаются все другие монеты. Впрочем, таких клише у организатора бизнеса может быть много. Чаще всего на них изображают:
- герб вашего города
- дату исторического события, к которому приурочен какой-нибудь праздник, во время которого вы будете проводить свой аттракцион
- имя будущего владельца сувенира
Как правило, изготовление сувениров ориентировано прежде всего на туристов, об этом вам скажет любой предприниматель, имеющий отношение к «сувенирному» бизнесу. Но что делать, если ваш город не имеет привлекательных достопримечательностей и туристические потоки через него не проходят? Значит ли это, что нужно забыть об этой идее, и переключиться на что-нибудь другое? Совсем нет!
Свадебные монеты
Сувенирные монеты можно чеканить на свадьбах, и изображать на них имена молодоженов и свадебную символику. Такую идею можно взять на «вооружение» свадебным агентствам, или компаниям, занимающимся оформлением праздников.
Памятный сувенир + реклама компании
На монетах можно чеканить логотип компании. В качестве примера могу привести одного владельца ресторана, который установил в своем заведении специальное оборудование для чеканки монет. За небольшую символическую плату любой желающий может отчеканить для себя монету с логотипом ресторана.
От «разогретых» крепкими напитками гостей нет отбоя. Мало того, что в результате этой «скромной» платы к концу рабочего дня «набегает» весьма «нескромная» сумма, так владелец еще и получает бесплатную рекламу своего ресторана. Многим из посетителей выбрасывать собственноручно изготовленную монету просто жалко, и поэтому она благополучно хранится где-нибудь в кармашке портмоне. И при каждом удобном случае показывается друзьям и знакомым.
Креативные «визитки»
Сувенирные монеты могут выступать в роли визитных карточек. На которых будут отчеканены контактные данные компании. В одной из своих прошлых публикаций я рассказывал, как можно организовать бизнес на изготовлении эксклюзивных и креативных визитках. Придумать что-то оригинальнее визитки-монеты можно только если очень постараться. Обыграть ситуацию вручения такой «визитки» посетители можно по-разному.
Один из вариантов может выглядеть примерно так: оборудование для чеканки сувенирных монет можно поставить возле выхода, и, провожая посетителя, необходимо предложить ему забавы ради ударить молотом по наковальне (либо сделать это самому), и – опа! Вот она – готовая визитка вашей компании. Вряд ли кто-то избавится от такого «подарка».
Аттракционы по чеканке сувенирных монет
Санкт-Петербург, Ярославль, Муром, Нижний Новгород, алтайские курорты, многие города в Карелии – это лишь неполный список тех городов, в которых мне посчастливилось побывать, и где я лично видел (и даже принимал участие) в подобных аттракционах. У меня даже скопилась небольшая коллекция сувенирных монет из различных регионов России.
Практически везде чеканка монет представлена в виде красочного представления – шоу, в котором предлагается поучаствовать любому прохожему. На этом и строится тонкий психологический расчет бизнеса – чем азартнее будет предложение, тем больше будет желающих получить свой «приз». Люди, видя толпу вокруг аттракциона, обязательно подойдут и поинтересуются происходящим, некоторые из них захотят принять участие.
Производство сувенирных монет – мобильный бизнес, в этом заключается его несомненное преимущество. Не «идет» дело в одном месте, через 20-30 минут можно попробовать на другом, еще через полчаса – на третьем. Где можно проводить подобные зрелища?
- в городских парках
- на площадях
- в развлекательно-торговых комплексах
- просто на людных перекрестках
После приобретения некоторого опыта работы и получения первой прибыли, можно задуматься об открытии еще одной точки, в которой будет предлагаться чеканка монет.
Виды чеканки
В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:
- Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
- Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
- На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
- Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.
Чеканка петровской эпохи
Великий царь обожал все передовое, усиленно внедрял механизированное производство, в том числе и в монетном деле. Изменился и порядок чекана, который приобрел цикличный характер. Необходимая партия метала выдавалась из казны минцмейстеру, который в итоге должен был сдать партию монет, точно соответствующую ей по весу. Партия обычно составляла 120 пудов серебром.
Сам процесс чеканки включал доведение выданного драгметалла до определенной концентрации и допустимого количества медной примеси. После этого серебро расплавлялось и заливалось в формы. Извлеченные из форм листы прокатывались и вальцевались, добиваясь нужной толщины. Для вырубки заготовок из полученных листов все еще использовались обрезные станки на людской или лошадиной тяге. После взвешивания вес каждой заготовки доводился до нормы юстировкой или повторной переплавкой, соответствующие норме веса диски допускались к дальнейшим этапам чеканки — гуртировались, а затем отправлялись на тиснение.
Примечательно, что с этого времени чеканкой монет стали называть не только их прессовку с помощью ударной силы, но и любой другой способ получения нужной формы и изображения металлического диска.
Способы изготовления монет
Несмотря на то что техник чеканки монет известно не очень много, все они имели большое значение в истории денег. Изучая именно способы изготовления монет, можно проследить технический прогресс человечества, начиная от ремесленных методов с применением физической силы и до механизированного производства. С VII века до н. э., когда появились первые металлические деньги, и до XVI века н. э. чеканкой монет занимались ремесленники. Из куска металла с помощью молота и пресс-формы с рисунком, называемой также чеканом или штампом, мастера выбивали нужную монету. А начинался процесс с переплавки металла, который заливали в специальные формочки в виде дисков и оставляли остывать. Эти заготовки для монет должны были быть одинаковыми по размеру и весу. Потом их нагревали (хотя и не всегда) и с помощью пресс-формы и молота чеканили деньги. Позже стали использовать круглые металлические болванки, благодаря которым удавалось изготавливать более тонкие монеты большего диаметра.
Чеканка XV века
В этот период появляются крупногабаритные монеты талеры, которые было уже затруднительно, да и попросту невозможно чеканить с помощью штемпельной пары и молотка. Техника чеканки требовала срочного усовершенствования, в частности, в плане увеличения силы удара, способного оставить четкий отпечаток на заготовке большой площади. Увеличить пробивную силу удается с помощью фальверка. Принцип увеличения мощности устройства основывался на большой высоте, с которой падал пробивной снаряд. Чем выше его поднимали, тем более мощным был прочекан. Технологию схематично можно описать следующим образом:
- Нижний штемпель неподвижно закреплялся на лафете машины.
- Верхняя половина штемпельной пары устанавливалась на торец бревна.
- Бревно поднималось на необходимую высоту с помощью нескольких человек или с применением лошадиной силы.
- После того как его отпускали, оно отвесно падало и прочеканивало монетный диск.
Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.
Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.