Бизнес-план ресторана, или ресторанный бизнес для чайников

Если вы задумались над вопросом, как открыть свой ресторан, то для осуществления этой идеи прежде всего нужно составить бизнес план ресторана. Он поможет разобраться вам с вопросом, сколько стоит открыть ресторан, а также правильно организовать и управлять делом.

Бизнес-план ресторана, или ресторанный бизнес для чайников

Почему стоит вложиться в развитие ресторанного бизнеса?

Начать с нуля ресторанный бизнес довольно непросто, особенно если у вас вообще нет опыта в частном предпринимательстве, однако игра стоит свеч. Если ваше имя станет достаточно известным, то ресторан начнёт приносить большие деньги. Ещё можно открыть несколько точек, чтобы сильнее повысить свою популярность. Хорош ресторан ещё и тем, что это можно превратить в семейный бизнес. Зачастую некоторые заведения держат поколения одной семьи. Для него требуются большие затраты и могут возникнуть проблемы с регистрацией и документами, но все они решаемы. Главное — научиться правильно управлять и освоить основы ресторанного бизнеса.

Специализация

Прежде всего, рентабельность ресторанного бизнеса подкреплена его направленностью. Если хотите, чтобы он пользовался популярностью и собирал множество людей, то не стоит выбирать слишком экзотическую кухню. В противном случае, затраты на рекламу составят слишком много, а время окупаемости значительно возрастёт.

Перед тем, как составлять бизнес план ресторана, твёрдо решите, какого направления он будет: пивной ирландский паб, суши-бар или что-то ещё. Также надо определиться с ценовой категорией. Очень трудно будет получать прибыль с ресторана для людей с низкими доходами, а с элитными заведениями новичок может не справиться. Оптимальнее всего будет остановиться на середине, так называемых FastCasual ресторанах. Выгодно ли открывать ресторан такой направленности, зависит только от того, сколько стараний вы в него вложите.

Поиск помещения

Ресторанный бизнес — это очень хорошая идея, которая принесёт прибыль в любом городе и может стать семейным делом. Но для этого нужно правильно выбрать его местоположение. Открыть ресторан можно как в торговом центре, так и в отдельном здании. Если где-то за границей вы посетили ресторан, который вам понравился, и вы хотели бы открыть такой же свой, вычеркните эту идею, так как обычно это не кончается успешно. Особенности ресторанного бизнеса таковы, что для удержания клиента нужна полностью оригинальная и своя идея, в которую вы вложите все свои силы.

Для среднего ресторана нужно 300 квадратных метров и около 150 тысяч рублей, чтобы арендовать это пространство. Это наиболее подходящая площадь, чтобы начать своё ресторанное дело. Также, чтобы успешно воплотить идею по открытию ресторана, нужно учесть следующие факторы расположения:

  • первый этаж;
  • отсутствие рядом конкурентных точек;
  • удобный проезд;
  • объекты рядом, которые имеют высокую посещаемость.

Место, где будет находиться ваш ресторан, стратегически важно. Подойдите к его выбору со всей ответственностью, чтобы не пришлось вкладывать чрезмерно много сил в поиск клиентов.

Интерьер помещения ресторана

Документы и регистрация

Самую трудоёмкую проблему может составить регистрация ИП или ООО и сбор нужных документов. Это занимает большую часть времени.

Определитесь с тем, какая у вас будет организационно-правовая форма. Укажите код для продажи алкоголя, даже если сейчас вы не собираетесь этим заниматься. В перспективе, если вы всё-таки решите начать продажу пивных напитков, это сэкономит вам время и позволит не вносить правки в документы.

Ремонт зала

Любому ресторану, чтобы привлекать посетителей, нужна правильная отделка и планировка, для чего лучше привлечь профессиональных дизайнеров. Они разработают оригинальную идею дизайна зала и успешно решат проблему с концепцией. От этого напрямую зависит развитие ресторанного бизнеса.

Но вам всё равно придётся управлять процессом, для чего нужно знать такие вещи, как:

  • правильное зонирование как обычного, так и банкетного зала. Самые популярные столики — те, которые расположены у стен и в углах. Очень редко кто занимает столы в центре;
  • нужно, чтобы высота зала была не менее трёх метров. Это поможет избежать проблем с установкой вытяжки. Позаботьтесь о проводке, сигнализации, служебном входе;
  • половину от всей площади должна занимать кухня, согласно санитарным нормам.

Согласно этим данным и тому, что наш ресторан будет площадью 300 метров квадратных, площадь кухни составит 150 квадратных метров, зал такой же (обычный или банкетный), а 40 квадратных метров уйдёт под служебные помещения. Посадочных мест — 72.

Помещение ресторана

Оборудование

Чтобы выполнять проект продуктивнее, нужно заняться поиском оборудования и поставщиков продуктов ещё в самом начале разработки идеи. Основные пункты затрат составят:

  • тепловое оборудование — это печи и плиты за 60000 рублей;
  • холодильное оборудование — морозильные камеры и холодильник за 70000 рублей;
  • электрическое оборудование — миксеры, мясорубки за 50000 рублей;
  • нейтральное оборудование — доски для резки, ножи, посуда за 20000 рублей;
  • посудомоечная машина и весы за 70000 рублей.

Это основное оборудование, которое вам понадобится, но оно может меняться в зависимости от направленности заведения. Помимо этого нужно будет то, что уйдёт на обеспечение остальной части ресторана:

  • сантехника;
  • видео- и стереосистема, барная стойка, столы и стулья;
  • обеспечение, которое пойдёт на контроль прибыли.

В расчёты, сколько стоит открыть ресторан, также включите стоимость коммунальных платежей.

Меню

Для того, чтобы заставить клиента к вам вернуться, нужно подавать хорошие блюда по приемлемой стоимости. Не стоит и говорить, что для этого нужно покупать продукты самой первой свежести и внимательно следить за качеством их приготовления. Изготавливаться они должны согласно ГОСТу.

В меню ресторанов среднего класса входят полуфабрикаты, кухня смешанная. Закуски — от семи до пятнадцати видов, более пяти основных блюд и более десяти десертов. Также не стоит забывать и про разнообразие напитков, в том числе и пивных.

Главной проблемой при закупке еды является нестабильность. Может случиться так, что у вашего поставщика не окажется нужных ингредиентов или пивных напитков. Это отрицательно повлияет на работу вашего ресторана. Чтобы успешно преодолеть такую трудность, найдите сразу несколько хороших поставщиков, хорошо зарекомендовавших себя на рынке продовольствия. Это зависит от того, насколько качественные продукты он поставляет, от добросовестности и порядочности, бесперебойности работы. Данные факторы безусловно повлияют на хорошее и долговременное сотрудничество.

Меню ресторана

Персонал

На наши семьдесят два посадочных места (если не считать банкетный зал) потребуется персонал в восемь человек. Это как правило:

  • администратор, зарплата от 30000 рублей;
  • повар, зарплата от 35000 рублей;
  • помощник повара, зарплата от 20000 рублей;
  • как минимум три официанта, зарплаата каждого от 20000 рублей;
  • пара уборщиц, зарплата от 15000 рублей.

Персонал ресторана

Реклама

Бизнес план ресторана обязательно включает в себя пункт с маркетингом и продвижением заведения. Инновации в ресторанном бизнесе заключаются в новом подходе к рекламе. Чем оригинальнее она будет, тем больше привлечёт посетителей. Перед открытием обязательно дайте рекламу в СМИ, займитесь распространением листовок и начните украшать заведение. Конечно, такая идея будет дорого стоить, но это нужно, чтобы наработать клиентскую базу.

В итоге

Идея ресторана привлекает многих людей, но не каждый решается на его открытие, часто не зная, как организовать ресторанный бизнес и сколько на это потребуется, за счёт чего удержать посетителя и многое другое. Но те, кто решается рискнуть и вкладывает в дело всю душу в идею, хорошо вознаграждаются в конце. Самый важный вопрос касается первоначальных затрат и окупаемости. Примерный список данных (без учёта банкетного зала):

  • Первоначальные вложения — 3-4 миллиона рублей;
  • Период окупаемости — от 1 до 3 лет;
  • Среднемесячная прибыль — около 300000 рублей.

В ежемесячные траты будут входить:

  • оплата аренды — примерно 150000 рублей;
  • зарплата для сотрудников — от 200000 рублей и выше;
  • расходы на продвижения (будут постепенно уменьшаться) — 20000-30000 рублей;
  • прочие эксплуатационные расходы — 40000-50000 рублей.

В первые месяцы работы заведения посещаемость будет ниже половины. В этом случае на окупаемость понадобится три года. Но при верной маркетинговой политике, оригинальном и запоминающемся интерьере, качественном обслуживании планка быстро поднимется. На посещаемость влияет время года, локация и средний чек. Для FastCasual-ресторанов обычно он составляет 700 рублей с одного человека.