В последние годы в России переменилось множество законов, регулирующих распространение и употребление алкоголя. Запрет на продажу горячительных напитков после 22.00 и ограничение уличной торговли играют на руку предпринимателям, желающим открыть пивной бар. Это связано с тем, что потенциальный потребитель, во избежание проблем с законом, скорее выберет уютный паб, чем лавочку в сквере. Перед открытием заведения необходимо составить подробный бизнес-план бара.
Необходимые документы: что нужно, чтобы открыть бар?
Юридическая сторона вопроса довольно обширная. Чтобы избежать проблем с СЭС, налоговой и противопожарной службой, необходимо оформить ряд обязательных бумаг. Вот какие документы нужны чтобы открыть бар:
- Свидетельство о регистрации для занятия деятельностью в качестве ООО или ИП;
- Лицензия на торговлю алкоголем;
- Разрешение от СЭС и противопожарной службы;
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой;
- Договор об аренде или приобретении собственности.
Это перечень основной документации. В зависимости от выбора концепции заведения могут потребоваться дополнительные бумаги.
Как открыть свой бар: выбираем формат
Самым дорогим, но и самым прибыльным будет пивной ресторан. От классического заведения этот тип отличается расширенной картой напитков. В стандартное барное меню добавляются крафтовое и бутылочное пиво из других стран, а в ассортимент кухни — полный набор закусок. Основная целевая аудитория — ценители вкуса пенного и красивой подачи блюд. Как правило, это представители среднего класса, готовые платить за качественный сервис.
Можно открыть маленький паб, атмосфера которого погрузит гостей в культуру избранной страны. Это может быть Бельгия, Чехия, Англия, Австрия, Германия или иное государство, где пиво составляет часть культуры.
При выборе такого формата важно понимать, что приписка страны к названию паба еще не делает его истинно зарубежным. Основная концепция в том, что помимо интерьера заведения, выдержанного в едином стиле, нужно составить меню и барную карту в соответствии с народной культурой. Если речь идет о немецком пабе, то это непременно баварские колбаски и пиво разных категорий: от Einfachbier до Pils.

Воссоздание атмосферы определенной страны привлечет не только ценителей, но и гостей, интересующихся зарубежной культурой
Самый простой формат, не требующий больших затрат на содержание и открытие — стандартный пивной бар. Он рассчитан на посетителей из разных слоев общества и считается достаточно свободным от ограничений в плане концепции. В помещении можно установить большой экран и включать его во время трансляций спортивных событий, можно проводить концерты, тематические вечеринки и мастер-классы по пивоварению. Меню может быть незамысловатым и состоять из снеков, закусок и пиццы.
Пивной бар в маленьком городе не требует покупки оборудования для изготовления сырья, так как подобные заведения обычно пользуются услугами поставщиков.
Аренда помещения и ремонтные работы: сколько стоит открыть бар?
Перед началом расчетов, необходимых для открытия заведения, нужно обратиться к экспертам гостиничного дела. Они изучат структуру рынка, оценят перспективную рентабельность, проведут маркетинговые исследования, разработают концепцию и предложат идеи для привлечения посетителей.
Все эти процедуры в совокупности называются «консалтинг». Он предназначен для тех, кто впервые открывает свой бизнес и не знает, с чего начать. Расходы на работу экспертов составят от 100 тысяч рублей.
Стоимость аренды помещения зависит от региона, в котором планируется открыть заведение (количество жителей, инфраструктура и т. д.), и от его размера. Если это центральная улица города-милионника, являющегося областным центром, стоимость платы в месяц может достигать 130 тысяч рублей. В небольших населенных пунктах эта сумма может быть меньше в 3-4 раза.
Гораздо проще ремонтировать помещение, в котором раньше был магазин или предприятие общественного питания. В этом случае можно обойтись косметическими работами, стоимость которых начинается от 1,5 тысяч рублей за м². Если планировка и устройство помещения не соответствуют ожиданиям владельца, он может провести капитальную отделку, цена которой начинается от 7 тысяч рублей за м².

Бизнес-план бара должен включать в себя сведения о планировке, чтобы можно было сразу подобрать готовое помещение, минимизируя затраты на ремонт
Также обязательно учесть затраты на инженерное проектирование объекта. Оно состоит из проектов:
- отопления, кондиционирования и вентиляции — 28 тыс. рублей;
- электроснабжения — 25 тыс. рублей;
- архитектуры — 45 тыс. рублей;
- канализации и водоснабжения — 21 тыс. рублей.
Помимо этого, придется потратиться на технологическое проектирование. Оно включает в себя схему оптимальной установки оборудования, его подбор и план подключения к инженерным сетям. Стоимость работ начинается от 32 тыс. рублей.
Таким образом, разовое вложение в консалтинг и помещение(без учета аренды и ремонта) составит 251 000 рублей.
Покупка оборудования для бара
Не каждый бизнесмен готов сразу вложить колоссальные средства в свое дело. На старте развития заведения иногда приходится на чем-то экономить. В случае с техникой, варианта может быть два: приобретение качественного подержанного оборудования или нового — дешевого, но ненадежного. Примерные цены на технику и мебель средней ценовой категории:
- Кофемашина — 204 000 р;
- Соковыжималка — 92 000 р;
- Блендер — 25 000 р;
- Льдогенератор — 75 000 р;
- Микроволновка — 20 000 р;
- Посудомоечная машина — 62 000 р;
- Мясорубка — 30 000 р;
- Печь для пиццы — 40 000 р;
- Льдодробитель — 2 000 р;
- Электрическая плита — 41 000 р;
- Фритюрница — 18 000 р;
- Мармит — 24 000 р;
- Холодильник — 40 000 р;
- Морозильная камера — 40 000 р;
- Холодильник для бара (2 шт) — 42 000 р;
- Мойка с двумя секциями — 16 000 р;
- Рабочий стол (4 шт) — 16 000 р;
- Стеллаж (2 шт) — 24 000 р;
- Настенная полка (2 шт) — 4 000 р.;
- Стул (30 шт) — 165 000 р;
- Барная стойка — 150 000р;
- Стул для бара (6 шт) — 63 000р;
- Система розлива — 150 000 р.
Итого: 1 343 000 рублей.
Эта сумма может быть меньше, если организация бара предусматривает только продажу пива (без кофе, соков и выпечки пиццы).
Набор персонала
Подобрать действительно хороших работников не так просто. Идеальные кандидаты – те, которые имеют опыт работы в данной или схожей сфере. Можно поместить вакансии на собственном сайте, в социальных сетях и на специальных ресурсах. Также допустимо расклеивание объявлений или плакатов с указанием информации о заведении (они могут послужить и дополнительной рекламой). Для бара с кухней и залом на 30 мест нужно нанять на работу (из расчета 2ух смен):
- 2 администраторов;
- 4 поваров;
- 2 кухонных работников;
- 6 официантов;
- 2 барменов;
- 2 охранников;
- 2 уборщиц.
На смену будут выходить 1 администратор, 2 повара, 3 официанта, 1 бармен, 1 охранник и уборщица. В ряде случаев можно дополнительно нанять кальянщика (если позволяет помещение) и бухгалтера.
Администратор, бармен и официанты должны обладать следующими качествами:
- Терпение, вежливость и доброжелательность. Работники зала должны внимательно относиться к посетителям заведения и понимать, что клиент всегда прав;
- Коммуникабельность. Бар – это место, где люди общаются. Из замкнутого человека вряд ли получится хороший собеседник, который сможет угадывать пожелания гостя;
- Честность. Персонал, напрямую работающий с деньгами, не должен утаивать выручку или забирать ее себе. Проверить потенциального сотрудника на наличие этого качества можно при помощи запроса рекомендаций с предыдущего места работы;
- Ответственность, исполнительность и трудоспособность. Нерасторопные, ленивые и опаздывающие работники погубят любое заведение;
- Умение работать в команде. Идеально, если персонал дружный и общается между собой как большая семья;
- Стрессоустойчивость. Если возникнет непредвиденная ситуация (связанная, например, с порчей имущества), работники зала не должны поддаваться панике. Их задача – оперативно решить проблему.
Работники, которые не общаются напрямую с людьми (повара, кухонные работники, уборщицы, охранники), должны иметь либо опыт работы, либо соответствующий разряд или квалификацию. Повар может предоставить рекомендации с предыдущего места трудоустройства, диплом о среднем образовании или сертификат о прохождении курсов. Охранники должны иметь разряд, а уборщиц и кухонных работников можно обучить на месте.
Бизнес-план бара образец с расчетами 2020: план маркетинга и рекламы
Чем больше людей узнает о заведении еще до открытия, тем лучше. По этой причине жалеть средств на рекламу не стоит. Есть несколько работающих каналов продвижения:
- Плакаты;
- Материал для раздачи (листовки, флаеры, визитки, шары);
- Реклама в СМИ (эфирное время на радио и телевидении);
- Ролики на YouTube;
- Билборды в городе;
- Баннеры на сторонних сайтах;
- Продвижение в социальных сетях.
Перед началом проведения рекламной кампании нужно выбрать средства, с помощью которых она будет реализована. Это может быть один или сразу несколько инструментов. Учитывайте охват целевой аудитории. Например, если бар молодежный, лучше продвигать его на сайтах и в социальных сетях. В случае, когда заведение будет принимать гостей среднего возраста, можно использовать наружную рекламу на поверхностях и выкупить эфир в СМИ.
Рентабельность бара: общие затраты, прибыль и срок окупаемости
Бизнес-план паба предполагает единоразовое вложение в размере от 1 до 3 миллионов рублей, а также ежемесячные затраты, в которые входят:
- Заработная плата персоналу – 460 000 рублей;
- Приобретение продуктов и сырья – 200 000 рублей;
- Коммунальные услуги – 30 000 рублей;
- Реклама – 30 000 рублей;
- Арендная плата – 140 000 рублей.
Ежемесячный доход будет составлять от миллиона рублей, основная часть выручки придется на выходные дни. При чистой прибыли в 200 -300 тысяч рублей бар окупит себя за год с лишним.
Авторитетные ресурсы говорят о том, что пивные бары окупаются за 1,5 – 2 года. Если за указанный период заведение не принесло желаемый доход, причина может быть в неудачном расположении, воровстве или плохом управлении.
Как открыть бар с нуля: пошаговая инструкция
Итак, при открытии собственного заведения с нуля нужно придерживаться такого алгоритма действий:
- Регистрация формы собственности и оформление всех документов;
- Создание плана с расчетами, в который войдет анализ рынка, разработка концепции и маркетинговая стратегия;
- Инженерное и технологическое проектирование;
- Ремонт и дизайн помещения;
- Разработка меню и барной карты;
- Найм и обучение персонала.
При открытии бара важно соблюдать все законы, иначе бизнес просто закроют, и все вложенные средства пойдут в никуда.