Назад в будущее
Свои первые работы на Байкало-Амурской магистрали организация проектировала ещё в составе Ленинградского института. Тогда успели поучаствовать в создании всех бамовских тоннелей, общая протяжённость которых составила больше 30 километров, начиная от Байкальского, расположенного на границе Приангарья и Бурятии, и заканчивая самым высокогорным — Кодарским в Забайкальском крае. Конечно же, особенная гордость проектировщиков — пятнадцатикилометровый Северомуйский тоннель. Он один из самых протяжённых в мире и самый большой в России.
Кажется, будто кто-то включил машину времени: проектировщики, которые трудились на БАМе 40 лет назад, снова принялись за работу на родной магистрали. В прошлом июле специалисты «Бамтоннельпроекта» приступили к разработке проекта второго Байкальского тоннеля, который пройдёт параллельно уже существующему. Его длина будет равна протяжённости «старшего брата» — 6,7 километра.
![]() |
---|
Александр Яковлев |
— Сложно сказать, в чём особенности этого проекта, — делится генеральный директор института, доктор транспорта, почётный строитель РФ Александр ЯКОВЛЕВ. — Каждый проект индивидуальный, условия везде абсолютно разные, но, учитывая тот опыт, который мы приобрели за время разработки первого Байкальского тоннеля, работать было несколько проще. К тому же, современные программы и техника для проектирования помогли нам значительно уменьшить сроки работы. Кстати разработку проекта мы завершили в июне, но строительство самого тоннеля началось раньше.
На вопрос о том, можно ли новые проекты на БАМе считать возрождением этой железной дороги, Александр Владимирович отвечает отрицательно:
— Это не возрождение, а продолжение. БАМ ведь не умер, он развивается в последние годы. Вот и Байкальский тоннель на вторых путях понадобился для того, чтобы ликвидировать барьерное место и увеличить объёмы перевозок по магистрали в целом.
От Чёрного моря до Тихого океана
Между тем стройки такого масштаба, как БАМ или Сочи, — не только напряжённый труд, но и отличная школа для нового поколения проектировщиков и строителей. По словам Александра Яковлева, в институте до сих пор трудятся проектировщики, которые пришли в организацию в момент её образования. Это уже опытные люди, с бамовской закалкой. Но и без молодёжи сегодня — никуда.
— Очень много специалистов пришли к нам в конце 90-х, в начале 2000-х, — объясняет Александр Яковлев. — Из многих тогдашних выпускников вузов за эти годы выросли великолепные профессоналы, главные инженеры проектов. Мы и сейчас постоянно расширяем штат, причём приглашаем выпускников профильных вузов. Естественно, смотрим, как молодой человек учился, иногда даже присутствуем на защитах дипломных работ. Кстати, за 11 лет, что я руковожу институтом, ни один из сотрудников не покинул компанию, потому что работа интереснейшая: мы делаем проекты от Чёрного моря до Тихого океана.
Действительно, география объектов поражает: по проектам института построены и реконструированы тоннели на Дальневосточной, Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Красноярской, Западно-Сибирской железных дорогах. Кузнецовский, Манский, Томусинский, Облучинский — это только те тоннели, которые сданы в последнее время.
— Сейчас занимаемся проектом реконструкции подводного тоннеля под рекой Амур в Хабаровске. Протяжённость около 7 километров — это, наверное, один из самых крупных объектов на сегодня. Мы ведём его вместе с коллегами из института «Ленметрогипротранс», — рассказывает Александр Владимирович. — На участке Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги сдали уже четыре тоннеля, ещё для пяти готовятся проекты под строительство вторых путей. Кроме того совсем недавно, в декабре, мы закончили работу над проектами на линиях Туапсе — Адлер и Абакан — Тайшет. Сейчас они проходят государственную и ведомственную экспертизы. Уверен, скоро начнётся их строительство.
Категории субъектов персональных данных
5.1. К категориям субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются Оператором относятся:
5.1.1 физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором
5.1.2. физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;
5.1.3. субъекты персональных данных, пользующиеся формой обратной связи на интернет сайте Оператора – undergroundexpert.info
5.2. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором с согласия субъектов персональных данных, предоставляемого в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных, либо при совершении субъектом конклюдентных действий.
5.4. Оператор обрабатывает следующие персональные данные субъектов персональных данных:
5.4.1. Фамилия, имя, отчество;
5.4.2. Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;
5.4.3. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и информация о выдавшем его органе;
5.4.4. Год рождения;
5.4.5. Месяц рождения;
5.4.6. Дата рождения;
5.4.7. Место рождения;
5.4.8. Адрес;
5.4.9. Номер контактного телефона;
5.4.10. Адрес электронной почты;
5.4.11. Идентификационный номер налогоплательщика;
5.4.12. Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
5.4.13. Семейное положение;
5.4.14. Должность.
5.5. Оператором могут обрабатываться иные персональные данные, непосредственно необходимые для выполнения целей обработки персональных данных, в том числе обезличенные статистические данные о посетителях сайта Оператора, содержащиеся в файлах Cookies веб-браузеров посетителей сайта Оператора.
Сочинская закалка
Год для такой сложной работы, как проектирование второго Байкальского тоннеля, — не срок, но время диктует свои правила. В современном мире всё приходится делать быстрее, чем раньше. Особенно остро специалисты «Бамтоннельпроекта» почувствовали это, когда работали над проектами тоннелей в Сочи. Из существующих в олимпийском центре страны 6 тоннелей «Бамтоннельпроект» разработал пять. Их общая протяжённость составила больше 5 километров.
Северомуйский тоннель. Фото: Из личного архива / Проектно-изыскательный институт «Бамтоннельпроект»
— Наверное, не нужно объяснять насколько эта работа была важна и для государства, и для нас самих, — рассказывает Александр Яковлев. — Труд оказался очень напряжённым: когда началась стройка, ещё не было проекта, утверждённого государственной экспертизой. Процесс шёл практически «с листа» — времени долго размышлять и планировать не было: сроки Олимпиады не передвинешь. Основные силы мы тогда бросили именно на сочинскую работу. Слава богу, всё сделали качественно и в срок. Олимпиада прошла «на ура», и очень приятно осознавать, что мы тоже причастны к такому большому делу.
Справка:
Проектно-изыскательский институт «Бамтоннельпроект» был образован в 1977 году как филиал Ленинградского государственного проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс», 1 декабря 1993 года выделился в отдельную организацию. Сейчас компания базируется в Новосибирске, но имеет рабочие места в Северобайкальске и южном регионе страны. В организации трудятся 65 человек.
Стоит отметить и то, что на объекты в Сочи институт пришёл с богатым опытом работы в Краснодарском крае. К первому проекту железнодорожной «подземки» на Северо-Кавказской железной дороге институт приступил ещё в 1999 году.
Проект модернизации БАМа и Транссиба
Увеличение пропускной способности Байкало-Амурской железнодорожной магистрали — важная стратегическая задача транспортной отрасли России. Для этой цели реализуется проект модернизации БАМа и Транссиба. В августе 2017 года президент страны поручил до конца года выделить из Фонда национального благосостояния на эти цели 150 млрд рублей. Существующий Байкальский тоннель, пересекающий одноименный хребет на границе Иркутской области и Бурятии, считается одним из узких мест БАМа. Поэтому в проект реконструкции магистрали было включено строительство второго пути, что должно значительно увеличить пропускную способность участка.
Самым крупным и сложным объектом здесь является новая нитка Байкальского тоннеля, которую прокладывают в горах специалисты АО «Бамтоннельстрой». В роли генерального подрядчика на этом объекте выступает АО «Стройстрест». Обе организации входят в Группу компаний СК «Мост». О ходе работ и особенностях строительства нам рассказал первый заместитель генерального директора Бамтоннельстроя Владимир Гартиг:
— Мы строим на БАМе далеко не первый тоннель. Сначала был легендарный Северомуйский тоннель в Бурятии, который считается самым длинным в стране. Затем на Дальневосточной железной дороге мы построили Тарманчуканский, Лагар-Аульский, Кипарисовский, Кузнецовский, Облученский, Рачинский тоннели, на Красноярской железной дороге — Крольский и Манский тоннели. Сейчас ведем вторую нитку Байкальского тоннеля.
Работы на объекте начались в октябре 2014 года. Но через некоторое время стройку пришлось законсервировать из-за проблем с финансированием. Только в марте 2016 года мы возобновили работы. Проходка началась с западного портала на восток параллельно старому Байкальскому тоннелю. Общая протяженность сооружения — 6 682 м, диаметр — 10 м. Проходка ведется механизированным способом. Мы используем наш тоннелепроходческий комплекс (ТПК) Lovat 394.
Тоннелепроходческий комплекс (ТПК) Lovat 394
— Владимир Эрихович, насколько известно, эту машину покупали для строительства тоннелей в Сочи?
— Да, в Сочи мы строили тоннельный комплекс Олимпийской трассы, включающий в себя три выработки железнодорожный и автодорожный тоннели, а также эвакуационную штольню. На одном из объектов работала эта машина. Можно сказать, что Lovat — наш «ветеран», испытанный на самых непростых участках строительства. Теперь мы его передислоцировали на этот объект, отремонтировали, и он успешно работает. Средняя скорость проходки составляет 250 м в месяц, как и закладывалось в проект. На сегодняшний день основная часть пути, около 5,5 км, уже пройдена.
— Здесь вам пришлось работать не с мягким грунтом, как в Сочи, а со скальными породами, причем протяженность тоннеля намного больше. Насколько это сложнее?
— Основная трудность работы над этим тоннелем — сложные горно-геологические условия. Но ведь у нас есть техника, предназначенная именно для скальных пород. Правда, приходится считаться с тем, что пробег у нее уже немаленький. Позитивный же момент состоит в том, что прочность скалы в местах проходки не самая высокая, всего 8–10 единиц по шкале коэффициента крепости горной породы Протодьяконова. Нам проходилось вести проходку и в более сложных условиях, где это значение доходило до 14-ти единиц. Имею в виду Манский тоннель в Красноярском крае.
Однако следует учитывать тот факт, что порода на данном объекте представлена абразивными гранитоидами, что приводит к повышенному износу режущего инструмента и, соответственно, к необходимости частых остановок на ремонт. Здесь, к слову, есть небольшая хитрость. Проект предполагает устройство эвакуационных сбоек между строящимся тоннелем и штольней через каждые 300 м. Их мы сооружаем с опережением, и когда подходит ТПК, останавливаемся, и через эти сбойки у нас появляется возможность доступа к рабочему органу щита. Мы осматриваем и ремонтируем машину: меняем шарошки, производим осмотр ротора, если надо, частично ремонтируем его и наносим защитный слой. По необходимости ремонтируем и другие узлы ТПК. В среднем на эти остановки тратится от 3 до 5 суток в месяц, но обойтись без них нельзя.
Строящийся тоннель БАМа
Второй Байкальский — второй в России по длине. Проходку тоннеля завершили на БАМе
Глубина проходки составила 19 м. В настоящее время «УниверсалТоннельСтрой» строит четвертый переход, расположенный под Акуловским водоканалом на территории национального парка «Лосиный остров». Глубина ведения проходки – 16 м. Все переходы имеют сложную геометрию (короткие прямолинейные участки и протяженные криволинейные участки с малыми радиусами изгиба). Прокладка тоннелей ведется с соблюдением всех специальных технических условий заказчика.• Коллектор от подстанции «Первомайская» (Москва). Общая протяженность – 6500 м, диаметры на разных участках – 4,1 м, 3,6 м и 3 м. Одна из особенностей проекта – строительство участка длиной 1300 м без промежуточных шахт, что стало своеобразным мировым рекордом прокладки тоннеля без выхода на поверхность. Увеличив протяженность переходов, строители минимизировали вырубку зеленых насаждений, остановку транспортных потоков и перенос коммуникаций. Проект отличался сложной геометрией трассы, поскольку она проходила по густонаселенному району Москвы с высокой плотностью подземных инженерных коммуникаций. Применение новейших технологий позволило реализовать проект в два раза быстрее срока, установленного заказчиком.• Кабельный коллектор 110кВ «Новобратцево-Войковская» (Москва). Протяженность – 1400 м, диаметр – 3 м. Строительство велось между газопроводом и существующим коллектором большого диаметра в условиях текучести обводненных песков и высокого уровня подземных вод. Глубина ведения проходки – около 10 м. Для локализации подземных вод было организовано искусственное водопонижение с помощью глубинных скважин с насосами.• Кабельный коллектор 110кВ «Ново-Кунцево – Сетунь» (Москва). Протяженность – 650 м, диаметр – 4 м. Глубина ведения проходки – около 15 м. Тоннель прокладывался не только под существующими автомобильными дорогами и зелеными насаждениями, но также под линиями высоковольтных электропередач и под путями Московской железной дороги. Проект реализован в условиях сложности грунта участка и высокой плотности подземных коммуникаций. Для локализации подземных вод было организовано искусственное водопонижение с помощью иглофильтров внутри шахты.• Коллектор с кабелем от подстанции «Ново-Внуково» (Москва). Протяженность –300 м, диаметр – 3,6 м.• Инженерные коммуникации торгового центра «Престиж М» (Москва).• Кабельные линии на Третьем транспортном кольце (Москва).• Напорный коллектор микрорайона «Жулебино» (Москва).• Коммуникации микрорайона «Войковский» (Москва).• Водопровод в районе «Новокосино» (Москва).• Коммуникации к железнодорожному терминалу аэропорта «Домодедово» (Москва).• Коллектор аэровокзального комплекса «Внуково – 2» (Москва). Протяженность – 400 м, диаметр – 1,2 м.• Кабельный коллектор для прокладки двух кабелей ВЛ-110 кВ по ул. Говорова (Москва). Протяженность – около 600 м, диаметр – 3 м.• Два коллектора под рекой Большая Охта (Санкт-Петербург). Протяженность каждого коллектора – 500 м, диаметр – 1,5 м.• Коллектор для нефтепродуктопровода в районе Пулковского шоссе (Санкт-Петербург). Протяженность – 1300 м, диаметр – 1,5 м.• Коллектор в районе Пулковского шоссе (Санкт-Петербург). Протяженность – 600 м, диаметр – 1,5 м.• Канализационный коллектор вдоль Синопской набережной (Санкт-Петербург). Протяженность – 600 м, диаметр – 1,5 м.
Зурхай
Пятница, 11 декабря
27-й лунный день с элементом Вода. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; делать добрые дела, почитать Три Драгоценности, ставить закваску, заказывать «сагаан шүхэртэ», проводить похороны и поминки, а также для дел, связанных с деревом и землей. Отправляться в дорогу – исполнится все задуманное. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Заводить новые знакомства, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты. Стрижка волос – к удаче, везению в делах.
Суббота, 12 декабря
28-й лунный день с элементом Гора. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; делать добрые дела, переправляться через реку, проводить обряд «жабтуй», собирать вещи, брать деньги в долг, для окончательного решения некоторых вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к разочарованию. Стрижка волос – к конфликтам и спорам.
Воскресенье, 13 декабря
29-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; начинать лечение, покупать лекарственные сборы, для жесткого решения некоторых вопросов. Отправляться в дорогу – очень хорошо, к увеличению материального достатка. Неблагоприятный день, чтобы устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать в невесты, покупать домашнюю живность, а также, проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к ухудшению самочувствия, к слабости.
Сведения об обеспечении безопасности персональных данных
9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:
9.2.1 обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;
9.2.2 во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;
9.2.3 производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;
9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;
9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;
9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;
9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;
9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;
9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
9.2.10 осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.
Байкало-амурская магистраль
Являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы страны, БАМ сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Ванино – почти на 500 км, Якутии – на 600 км. А для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, – на 1000 км.
Трасса дороги пересекает полноводные реки такие, как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур, семь горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Становой, Туранский, Кодарский, Дуссе-Алиньский и Тукурингрский, более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности.
Другие новости раздела
10 декабря 2020, 09:35
2 612
Путин призвал не допускать ситуаций, когда людям не хватает денег на продукты
Президент потребовал обратить на это особое внимание. 28 ноября 2020, 13:28
5 324
Михаил Мишустин расширил границы ТОР «Бурятия»
К территории присоединят участки двух районов республики и Улан-Удэ.
28 ноября 2020, 13:28
5 324
Михаил Мишустин расширил границы ТОР «Бурятия»
К территории присоединят участки двух районов республики и Улан-Удэ.
28 ноября 2020, 09:54
3 485
В Бурятии после реконструкции открыли участок дороги «Монды – Орлик»
Раньше жители сел Окинского района были отрезаны от райцентра.
Смотреть еще
Актуально
9 декабря, 21:15
2 893
Как работают ковидные амбулатории при поликлиниках Улан-Удэ
9 декабря, 19:57
6 018
Обратная сторона пандемии. Репортаж из грязной зоны, где ежедневно умирают жители Бурятии
7 декабря, 17:18
8 529
В Бурятии рассказали, как пройдут детские новогодние елки и утренники
6 декабря, 17:14
9 506
Специалисты рассказали о продуктах, необходимых переболевшим COVID-19
Свежие новости
10 декабря, 20:53 420
В Улан-Удэ начали строительство современного пансионата для пожилых
Проект учреждения будут финансировать сразу из трех программ.
10 декабря, 20:39 397
Бурятия собрала десятки наград на конкурсе «100 лучших товаров России»
Впервые церемонию провели онлайн.
10 декабря, 19:57 3 391
В Бурятии землетрясение связали с религиозным праздником
Верующие восприняли произошедшие толчки как знак свыше.
10 декабря, 19:28 344
В Бурятии провели капремонт в 345 многоквартирных домах
Что входит в минимальный перечень работ – далее.
10 декабря, 19:01 532
В Бурятии отапливать дома газом стало дороже почти в два раза
Жители сообщают об отмене льгот на топливо без объяснения причин.
10 декабря, 17:28 4 359
В Улан-Удэ 12-летняя девочка ушла в школу и пропала (ОБНОВЛЕНО)
Девочка нашлась. С ней все в порядке.
10 декабря, 17:13 505
Бурятские единороссы подарили ноутбуки колл-центру ковидной амбулатории
Оргтехника позволит организовать эффективную работу специалистов.
10 декабря, 16:28 402
Быть здоровым модно
Цикл видеороликов по профилактике неинфекционных заболеваний.
10 декабря, 16:27 1 753
В Улан-Удэ родственники ищут 41-летнего мужчину
Петр Вакарин ушел из дома еще 25 мая.
10 декабря, 16:26 567
Вертолет Ми-171А2 вошел в «Золотую сотню» лучших товаров России
В ходе конкурса также отметили развитую инфраструктуру и менеджмент У-…
10 декабря, 16:22 449
В Бурятии в этом году пожары унесли жизни 77 человек
Спасатели подвели предварительные итоги работы.