История Sotheby’s. Часть 2.
Пока
политику аукционного
дома определяло
семейство Сотби, фирма упорно держалась
букинистического рынка. С момента
первого аукциона Сэмюеля Бейкера в
марте 1744 г. диапазон предметов продажи
был лишь немного расширен — за счет
гравюр, медалей и старинных монет. Однако
успешное ведение бизнеса требовало
гибкости и понимания тенденций времени.
С
развитием печатного дела книга перестала
быть элитарным товаром. Покупательская
аудитория книжной продукции
демократизировалась. Спрос на раритетные
библиотеки упал – даже в старой доброй
Англии с ее консервативными традициями.
После
Первой мировой войны новое
руководство «Сотбис» взялось
за продажу предметов изобразительного
искусства, живописи старых мастеров. К
тому же времени относится и переезд с
улицы Веллингтона, где фирма размещался
долгие десятилетия, в элегантную и
респектабельную резиденцию на
Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового
лица оказалось, быть может, не менее
важным, чем изменение профиля
продаж аукциона. Нью-Бонд
– небольшая, но оживленная улица Лондона,
место уютных кафе, небольших ресторанов,
элитных магазинов
Белый трехэтажный
дом под номером 34/35 сразу привлекает
внимание прохожего. Над арочным входом
– довольно неожиданно —
египетскаяСехмет (повелительница
войн, болезней и палящего солнца, грозная
и, если верить мифам, кровожадная богиня)
– фрагмент древней статуи
Над богиней
– флаг со строгим, лаконичным логотипом
Sotheby’s.
В
этом здании некогда находилась мастерская
мсье Гюстава
Доре.
Здесь великий иллюстратор работал над
альбомом, посвященным Лондону
Возможно,
прошлое дома, его связь с историей
искусства, сыграли свою роль. В
аукционные залы на Нью-Бонд потянулись
новые богатые клиенты, теперь уже
собиратели живописи и дорогого антиквариата. В
этом доме и поныне размещается лондонская
штаб-квартира «Сотбис» — а богиня с
головой львицы стала ее своеобразной
эмблемой. Следующая глава в истории
«Сотбис» связана с именем сэра Питера
Уилсона и его деятельностью на посту
генерального директора (с 1936 г.). Стараниями
Уилсона аукционный дом перевел внимание
со «старых мастеров» (отражавших свечные
блики в полутемных галереях фамильных
замков) на живопись импрессионистов и
модернистов
Будем
объективны: выбор сэра Питера нельзя
назвать сверхоригинальным. Творчество
художников-новаторов (избравших своей
столицей Париж) было в центре внимания
общественности уже на протяжении
полувека. Именно эти картины становились
поводом для споров, скандалов, обвинений
и восторгов. Именно их авторы, дерзкие
ниспровергатели канонов, спустя
каких-нибудь десять-пятнадцать лет
превращались в респектабельных классиков
нового искусства — а их живопись
оказывались вовсе не «мазней» и стоила
уже немалых денег. Культурный феномен
модернизма и его коммерческий потенциал
был виден продавцам картин еще до Уилсона
и без Уилсона. Французские «маршаны»
(у которых когда-то отоваривались и наши
Морозов со Щукиным), представили миру
самых значительных импрессионистов,
кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но
деятельная энергия главы «Сотбис», его
умение превращать картины современников
в баснословно дорогие лоты, стремление
организовать дело с международным
размахом – всё это имело историческое
значение, послужило не только процветанию
фирмы, но и созданию мирового рынка
живописи как такового. Важным успехом
и заметной вехой в истории «Сотбис»
стала продажа в 1958 г. коллекции
импрессионистов Якоба Гольдшмидта
(крупного немецкого банкира, в 30-х годах
эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне
продавались картины, присланные продавцом
из-за океана.
Состав
участников аукциона тоже был международным.
Семь выставленных полотен были распроданы
всего лишь за 21 минуту. Выручка составила
781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную
на тот момент сумму для продаж живописи. За
Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете»)
американский миллионер и потомственный
коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс.
фунтов, что в пять раз превысило предыдущую
аукционную цену мальчика. Интерес
состоятельной публики к новому искусству
был надежно закреплен. В 50-х годах
объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн.
фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля
картинами стала серьезным бизнесом —
со своей спецификой и интригующими
неожиданностями. Сенсационные новости
международных аукционов вышли на первые
полосы газет.
История
Основан 11 марта 1744 года в Лондоне книготорговцем Сэмюэлем Бейкером (раньше «Сотбис» в мире были основаны только три шведских аукционных дома). Название компании – по фамилии племянника Сэмюэля Бейкера, Джона Сотби (1740–1807).
«Сотбис» был закрытым «клубом», где работу могли получить только аристократы. В 1955 году было открыто отделение в Нью-Йорке. Филиалы также открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоханнесбурге, Хьюстоне, Флоренции. В 1977 году акции «Сотбис» начали продаваться по открытой подписке и быстро подросли в цене. К началу 1980-х годов «Сотбис» практически обанкротился из-за начавшегося промышленного кризиса.
В 1983 году «Сотбис» был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману — владельцу крупной сети магазинов в США. В 1998 году Таубман вывел акции «Сотбис» на биржу.
В мае 2007 года первым из ведущих аукционных домов открыл отделение в Москве. Представление на торгах старого русского искусства считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1 % от общего оборота фирмы.
В июне 2019 года аукционный дом «Сотбис» приобрел французский медиамагнат Патрик Драи. Сумма сделки составила $3,7 млрд. Драи купил его на собственные деньги, в качестве семейного предприятия, которое будет управляться специально созданной американской компанией BidFair US. В настоящее время Sotheby’s переживает сложные времена — чистый убыток компании в первом квартале 2019 года составил $7,1 млн.
О стажировке в Sotheby’s
На втором курсе благодаря спонсорской поддержке известного коллекционера Давида Михайловича Якобашвили для студентов нашей магистерской программы был организован недельный курс по арт-бизнесу в Институте искусств Sotheby’s. Нам читали лекции о мировом арт-рынке, о поведении покупателей и продавцов, об инвестициях в произведения искусства, использовании социальных медиа и многом другом. Мы встречались с хранителями музеев, кураторами выставок, мастерами из Лондонской гильдии ювелиров, арт-директорами художественных ярмарок, современными художниками, экспертами аукционного дома Sotheby’s. Такие встречи позволяют узнать, каков в действительности арт-рынок. Владелец одной из крупных лондонских галерей, например, в разговоре с нами сетовал на увеличение популярности художественных ярмарок. По его мнению, ярмарки и онлайн-аукционы в будущем вытеснят галереи. Бонусом к учебе для меня в этой поездке стало знакомство с хранителем коллекции скульптуры музея Виктории и Альберта Марджори Трастед, которая провела нам отдельную экскурсию по экспозиции музея. Моя магистерская диссертация как раз была посвящена истории этого музея, и, конечно, для меня это была большая удача. Я смогла расспросить ее о музейных фондах и конкретных экспонатах.
Сейчас в лондонском музее Tate Britain открылась выставка Казимира Малевича, на которой его «черный квадрат» расположен, как и задумывал автор в 1915 году, в верхнем углу зала — на месте православной иконы. Для меня вот в таких штрихах и подробностях и заключается профессионализм работы куратора выставки
О работе в аукционном доме Sotheby’s
Я уже около года работаю специалистом-искусствоведом в московском офисе аукционного дома Sotheby’s. Мне удалось успешно пройти интервью на эту позицию и с московским руководством, и с лондонским, большую роль в этом сыграл мой опыт работы в музейно-выставочной сфере. Сейчас я занимаюсь преимущественно оценкой и подготовкой к аукционам различных предметов русского искусства. Кроме работы непосредственно с вещами, мы решаем юридические вопросы (вывезти произведения искусства за границу не просто, отдельное спасибо курсу Кирилла Евгеньевича Рыбака по праву в сфере искусства), организуем логистику, готовим каталоги для аукционов. В них кроме фотографий включается провенанс (история владения) произведения и другая информация, например, упоминания о нем в монографиях. Все это требует серьезной работы, усидчивости и, если хотите, исследовательской въедливости. Мне действительно повезло, так как все, чему нас учили на программе — начиная от того, как проводить экспертизу художественного произведения, и заканчивая тем, как описывать памятники искусства — сегодня я использую в своей работе. И конечно, приятно, что я довольно часто пересекаюсь, теперь уже по работе, со специалистами, которые читали нам курсы в Вышке.
Антимонопольный скандал
Офис аукционного дома Сотбис в Лондоне на Бонд Стрит
После продажи «Сотбис» Таубману аукционный дом «Кристис» попытался вытеснить с рынка конкурента, путём снижения тарифов на услуги. К 1993 году выручка «Сотбис» снизилась более чем на 50 % в сравнении с 1989 годом.
В 1993 году на место руководителя «Кристис» пришёл Энтони Теннант, ранее работавший в пивной компании Гиннесс. Таубман и Теннант договорились о фиксировании тарифов на услуги (англ. price-fixing), что не является преступлением по законам Великобритании, но считается преступлением по законам США, где «Сотбис» получал большую часть своей выручки. Рrice-fixing запрещён в США Антимонопольным законом Шермана 1890 года.
О неформальных договорённостях знали только Таубман и Теннант и СЕО (исполнительные директора) «Кристис» и «Сотбис».
В начале 2000 года ФБР начало расследование деятельности аукционных домов. В декабре 2001 года Таубман был признан виновным в преступном сговоре. Таубман был приговорён к 1 году и 1 дню тюремного заключения. Генеральный директор «Сотбис» — Диана Брукс — к трём месяцам домашнего ареста и штрафу $350 000.
Не мазня, а экспрессия: $ 3,1 млн
За что заплатили За четыре пореза на красном фоне «Пространственная концепция, ожидания». Художник Лучо Фонтана (1899-1968).
Почему так дорого Картина необязательно должна быть похожа на жизнь — с этим давно пора смириться. Зато искусство непременно должно быть выразительным. С начала XX века на холсте появлялись точки, геометрические фигуры, разводы, куски газет, пустоты, дыры и просто «уродство» — всё, что могло раздвинуть границы прекрасного. Авторов, которым удалось найти новые средства выразительности или убедительно комбинировать старые, как правило, ценят.
Кто еще на этом заработал Жан-Мишель Баския (1960-1988) — представитель неоэкспрессионизма 1980-х. Его работы отсылают одновременно к уличному искусству и примитивным культурам. Баския добился признания, дружбы с Энди Уорхолом и неплохих доходов еще при жизни, но чем дальше, тем дороже стоит его живопись. Немалую роль играет имидж дерзкой и дикой звезды «из народа». Баския как Курт Кобейн: экспрессия, наркомания, громкий успех, смерть в 27 лет. «Cabra», изображающая победу Мухаммеда Али над Оскаром Бонавена, ушла за $ 10,9 млн. См. вторую иллюстрацию в галерее.
Аукционный дом Sotheby’s
05.09.2010 14:17
Телефон: +1 212 606 7000
Факс: +44 (0) 20 7293 6555
Адрес: 1334 York Avenue, New York, NY 10021
История «Сотбис», одного из старейших арт-аукционов в мире, началась в 1744 году в Лондоне. Основатель фирмы, Самуэль Бейкер, изначально продавал с молотка книги. На раннем этапе деятельности через фирму прошли богатейшие библиотеки мира из коллекции выдающихся деятелей, в том числе библиотека Наполеона Бонапарта.
К концу Первой мировой войны аукционный дом «Сотбис» значительно расширил сферу деятельности и уже занимался торговлей другими раритетами – гравюрами, медалями и монетами. Кроме того, фирма переехала в знаменитое здание на улице Нью-Бонд-стрит, которое и по сей день остается ее лондонской резиденцией. Переезд на эту фешенебельную улицу ознаменовал начало новой эры в истории Sotheby’s — наконец торговля картинами и другими произведениями искусства стала приносить значительную часть прибыли в сравнении с оборотом на букинистическом рынке. Благодаря смене профиля фирма добилась рекордного роста товарооборота в 60-е годы под руководством Питера Уилсона.
Именно Уилсон, пришедший в «Сотбис» в 1936 году, вывел фирму на международный уровень. Он обеспечил фирме колоссальную прибыль от продаж картин импрессионистов и модернистов, пользовавшихся неслыханной популярностью. Пожалуй, самыми сенсационными и значительными за время пребывания Уилсона в руководстве фирмы стали торги, состоявшиеся в 1958 году и вошедшие в историю под названием «Гольдшмидтовских торгов». Все семь картин, выставленные на аукцион, были проданы в течение всего 21 минуты. Выручка составила 781 000 фунтов стерлингов — по тем временам рекордная сумма для продаж произведений изобразительного искусства. Пол Меллон приобрел портрет кисти Сезанна «Мальчик в красном жилете» за 220 000 фунтов стерлингов, что в пять раз превышало предыдущий рекорд стоимости картины, проданной на аукционе. Гольдшмидтовские торги стали одним из наиболее значимых событий культурного масштаба в 1958 году и, пожалуй, самым захватывающим арт-аукционом века.
Главным образом благодаря интуиции Питера Уилсона Sotheby’s первым из аукционных домов признал перспективность торговли произведениями искусства на международном рынке. Именно поэтому в 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.
Включив в свой состав крупнейший американский аукционный дом, фирма «Сотбис» продолжала искать пути расширения своего влияния. Со временем представительства фирмы открылись по всему миру.
Sotheby’s проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах — в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах — в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре.
Покупка на аукционе Sotheby’s
- Участие в аукционах «Сотбис» могут принять все желающие совершенно бесплатно. Примерно за 3-7 дней до начала торгов лоты выставляются на общее обозрение. Каталоги торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В каталогах содержится подробное описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Электронную версию каталогов можно просмотреть на сайте аукционного дома на английском, французском и итальянском языках.
- Предложить цену за лот, выставленный на аукционе, можно лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. Бланк заявки вложен на последней странице любого каталога Sotheby’s. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону.
- Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.
- Для оплаты покупки принимаются чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений).
- Получить купленный лот можно в торговом зале или по почте.
Что отражаетает цена на аукционе Сотбис?
Конкретный пример: не так давно я узнала о том, что рекордом в сфере продажи скульптур, поступивших на аукцион Сотбис, явилась продажа так называемого Шагающего Человека. Славный такой себе человек, широко и весьма целеустремленно шагает. Продана скульптура за 104 млн. долларов с какой-то там мелочью. Нет, жаба меня не давит, поскольку эти цифры все равно никоим образом не могут представляться мне чем-то реальным. И я очень даже рада за кого-то, кто смог удовлетворить свои, надо полагать, очень утонченные эстетические потребности. И за автора скульптуры Альберто Джакометти тоже рада: ведь стоимость работы вероятно можно считать денежным эквивалентом признания мастерства.
Но мне не дает покоя чисто исследовательский интерес: что отражает эта цена? Конъюнктуру, прихоти богатых коллекционеров или все же некую меру гениальности? Как назло, совсем недавно смотрела с замиранием сердца на скульптуры Антонио Канова. И читала о том, с каким дотошным усердием различные критики выискивали в работах мастера «сентиментальную слащавость и салонную красивость»! Ну-у очень хотела бы я услышать мнение этих теоретиков искусства о Шагающем Человеке.
Скульптура Шагающий человек, Альберто Джакометти
Скульптура Поцелуй Амура и Психеи, Антонио Канова
Я буду повторять всегда: если кто-то видит мир именно таким, то он в праве поделиться с нами своим видением. И у любого образа, у любой творческой концепции находятся поклонники и последователи — вот и хорошо, вот и на здоровье. Я только почему-то не могу найти объяснений для себя: что отражает цена на аукционах Сотбис и Кристис за вот эти работы? Они чем-то отличаются от ширпотреба в сувенирной лавке?
Джефф Кунс, Собака из воздушных шаров, 58 млн. долларов
Джефф Кунс, Подвесное сердце, 23 млн. долларов
Безусловно, чего-то главного в этом механизме я просто не понимаю. К тому же, я ведь вижу только фото в Интернете. Возможно, в реальности эти произведения выглядят настоящими бесценными шедеврами. Но тем не менее, оставаясь, я бы сказала в счастливом неведении, предпочитаю по старинке восхищаться «салонной красивостью». И потихоньку радоваться, что к примеру роспись Микеланджело Сикстинской капеллы в Ватикане не может пока что стать объектом частной коллекции и предметом купли-продажи, поступив на аукцион Сотбис.
О музейных проектах, бессонных ночах и возможностях выбора
Еще на третьем курсе исторического факультета МГУ я начала работать помощником секретаря в Министерстве культуры РФ. Через некоторое время меня перевели в отдел проверки музейных фондов. После окончания университета я поняла, что хочу чего-то более динамичного и подала резюме на вакансию координатора выставочных проектов в выставочном центре «РОСИЗО». Здесь я организовывала свои первые серьезные выставочные проекты. Затем я перешла в Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина на схожую позицию, но с возможностью организовать проекты уже совершенно иного масштаба: экспозицию работ французского архитектора Ле Корбюзье, выставку Тициана, прерафаэлитов и другие. Когда видишь, какие очереди стоят на «твою» выставку, ощущаешь, что все эти бессонные ночи не напрасны. Но одновременно я понимала, что мне не хватает знаний в сфере арт-бизнеса и экспертизы произведений искусства и начала искать место, где бы могла получить соответствующие знания.
Сегодня в Москве легко можно попасть на какие-нибудь краткосрочные курсы по экспертизе или ведению художественного бизнеса. Но мне хотелось чего-то более основательного и одновременно практико-ориентированного. Серьезно я рассматривала только программы, которые предлагали РГГУ, МГУ и ВШЭ.
О преимуществах Вышки
Магистерская программа факультета истории ВШЭ «История художественной культуры и рынок искусства» оказалась тем вариантом, который удовлетворил все мои требования. Во-первых, на факультете сегодня работают ведущие профессора из того же МГУ или РГГУ, но, кроме того, сюда еще пришли молодые историки, получившие степень PhD в зарубежных университетах. Во-вторых, на программе была возможность самому формировать учебный план, при этом часть наших предметов вообще нигде больше не преподают в таком объеме. И главное, что меня вдохновило — больше половины всего времени обучения мы должны были провести в музеях и реставрационных мастерских Москвы, общаясь с хранителями, художниками, координаторами выставок, чтобы изнутри увидеть, как работает современный российский арт-рынок. И действительно, за эти два года мы побывали во многих музеях (Государственном историческом музее, в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Третьяковской галерее, в реставрационном центре имени Грабаря и других), причем не просто на выставках, а в фондах — местах, куда обычному человеку никак не попасть.
Магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства» разработана совместно с Институтом искусств Sotheby’s и ориентирована на подготовку экспертов-специалистов для арт-рынка. Среди ее преподавателей ведущие российские историки и искусствоведы, а также работающие эксперты — музейщики, реставраторы, галеристы. Заявления на программу принимаются до 8 августа.
В художественной, или точнее околохудожественной сфере, важно обладать инсайдерской информацией. А когда ты учишься у людей, которые не просто преподают, но и сами являются практиками, ты очень быстро становишься своим в этой «тусовке»
Я уверена, что после занятий Александры Даниловой — куратора выставок современного искусства в Москве и Санкт-Петербурге, члена жюри международного биеннале «Манифеста Х» — формируется достаточно точное представление о том, чем живет мир искусства в обеих столицах. И, конечно, меня привлекла идея пройти обучение в Институте искусств Sotheby’s, который является партнером программы.