Как открыть аптечный бизнес

Аптечный бизнес является довольно неплохим видом деятельности для получения стабильной и растущей прибыли, ведь лекарства покупаются всегда. Люди постараются сэкономить на чем-нибудь другом, но не на своем здоровье. Именно поэтому аптечный бизнес является прибыльным делом, на него практически не влияют различные финансовые кризисы, климатические изменения, а также некоторые другие факторы.

Открытие аптеки

Однако, несмотря на то, что открытие аптеки с нуля является заманчивой идеей, есть и значительные минусы в этом деле. Прежде всего, это существенная конкуренция, а также организационные и финансовые проблемы. В вопросе «как открыть аптеку с нуля» нет мелочей, необходимо все тщательно продумать, ведь без этого невозможно рассчитывать на прибыль. А в некоторых случаях без грамотного подхода можно и прогореть. Именно поэтому аптечный бизнес с нуля должен основываться на качественном бизнес-плане. При этом бизнес-план можно составить совершенно бесплатно, воспользовавшись нашими рекомендациями.

Первые шаги

Шаг первый. Прежде всего, задаваясь вопросом «как открыть аптеку», необходимо определиться, какой будет ваша аптека. Возможно, Вам потребуется бизнес план ветеринарной аптеки или привычной аптеки для людей в зависимости от того какой направленности она будет.

Шаг второй. Будет ли аптечный бизнес с нуля или это будет готовый вариант. В первом случае нужно будет обзавестись финансовой моделью предприятия, в которой будут указаны все вложения, а также период окупаемости и среднемесячная прибыль. Это позволит все предусмотреть и рассчитывать на определенную прибыль. Можно также приобрести готовый бизнес, который уже функционирует. Готовый вариант будет гораздо проще, однако при первом варианте можно существенно сэкономить и открыть такую аптеку, которая будет нравиться вам и всем покупателям.

Шаг третий. В каком городе Вы будете открывать свою аптеку? Если это будет Москва или Санкт-Петербург, то затраты будут одни, а если небольшой городок где-нибудь на просторах России, то вложения гораздо ниже. При этом следует учитывать, что и прибыль в этих случаях будет совершенно разной.

Шаг четвертый. Открывая бизнес с нуля, следует определиться, к какому типу будет относиться ваша торговая точка. Это может быть:

  1. Небольшой аптечный пункт;
  2. Аптечный киоск;
  3. Мини-маркет;
  4. Стандартная аптека.

Аптечный бизнесс

В зависимости от выбранного варианта будут зависеть и вложения. Это касается и таких критериев, как затраты на оборудование, персонал, набор продукции и тому подобное. При этом в каждом случае будут свои преимущества и недостатки. К примеру, реализовывать лекарственные препараты рецептурного назначения по действующему законодательству разрешается только аптекам и пунктам.

Шаг пятый. Нужно задуматься и об организационных вопросах: будет ли это ИП или юридическое лицо, а также некоторые другие аспекты.

Проанализировав все эти пункты и выбрав то, что подходит именно Вам можно начать составлять бизнес-план и обзаводиться финансовой моделью предприятия.

Бизнес-план аптеки

Обзаводиться финансовой моделью будем из того, что Вы собираетесь открывать бизнес в Москве. Формат торговли – прилавочный. В штате будут работать 5 человек. График работы будет с 10 утра до 8 вечера.

Необходимо позаботиться о регистрации деятельности, оформление лицензии, а также другая разрешительная документация. Суммарно на это потребуется порядка 100000 тысяч рублей.

Итого: 100000 рублей на регистрацию предпринимательской деятельности и оформление лицензии.

Стоимость аренды и ремонта помещения

Площадь помещения составит 80 квадратных метров. Из них на торговый зал придется 60 квадратных метра. По территориальному расположению это спальный район города рядом с остановкой. Площади лучше всего арендовать. Расположение аптеки лучше всего выбирать рядом с остановкой, чтобы обеспечить высокую проходимость людей. Это обеспечит значительный финансовый приток и соответственно позволит быстрее окупить вложения и получить желаемую прибыль.

Стоимость аренды за квадратный метр в Москве составит в среднем 2000 рублей в месяц. Для небольшого городка с численностью населения от 100 до 500 тысяч стоимость аренды начинается от 300-400 рублей за квадратный метр. Для выполнения ремонта под нужды аптеки стоимость квадратного метра будет оценивать из расчета 2000 рублей за квадратный метр.

Готовый финансовый пример:

  1. 80*2000=160000 рублей – аренда в месяц.
  2. 80*2000=160000 рублей – стоимость ремонта.

Итого: 320000 рублей.

Стоимость аренды и ремонта помещения

Стоимость оборудования

Для ведения аптечного бизнеса нам потребуются:

  1. Стеллажи – 5 штук по цене 10 тысяч рублей за штуку.
  2. Витрины стеклянные – 5 штук по цене 10 тысяч рублей за штуку.
  3. Холодильное оборудование для хранения лекарств – 50 тысяч рублей за все.
  4. Сейф для хранения наркотических веществ стоимостью в 40 тысяч рублей.
  5. Системы пожарной безопасности, в том числе охраны и кондиционер. Суммарно это будет стоить 100 тысяч рублей.
  6. Кассовый аппарат, компьютер, принтер и другая оргтехника. Стоимость этого оборудования составит примерно 80 тысяч рублей.
  7. Прочая мебель, которая создаст уютную обстановку, как для персонала, так и для покупателей (столы, скамейки, стулья, шкафчики для переодевания, навесные шкафчики и тому подобное). Возможно, потребуется и прочие принадлежности, которые позволят облегчить работу сотрудников. Суммарно на все это потребуется 100 тысяч рублей.
  8. Вывески, которая позволят привлечь потенциальных покупателей. Потребуется 50 тысяч рублей.

Бизнес план аптеки

Готовый пример расчета затрат на оборудование:

  1. 5*10000=50000 рублей.
  2. 5*10000=50000 рублей.
  3. 50000 рублей.
  4. 40000 рублей.
  5. 100000 рублей.
  6. 80000 рублей.
  7. 100000 рублей.
  8. 50000 рублей.

Итого: 520000 рублей.

Затраты на персонал

Важно не только открыть аптеку, купить оборудование, но и правильно нанять сотрудников. Это должны быть ответственные, профессиональные и коммуникабельные люди, которые будут разбираться в огромном перечне лекарств, смогут найти подход к людям и рекомендовать покупателю тот товар, который им необходим.

Фармацевты и администратор должны иметь высшее образование фармацевта, отлично знать весь ассортимент лекарственных препаратов, которым Вы собираетесь торговать. Рекомендуется чтобы у персонала был определенный опыт работы в аптеке. Поэтому при приеме на работу персонала нужно учитывать представленный пример и учесть все эти аспекты. Это убережет от больших неприятностей и позволит аптеке нормально функционировать.

  1. Продавцы-консультанты (фармацевты). Потребуется 4 человека с учетом каждодневной работы аптеки с 10 утра и до 20 вечера. Зарплата на одного человека составит 50 тысяч рублей.
  2. Администратор. Зарплата составит 55 тысяч рублей.
  3. Бухгалтер. Зарплата составит 35 тысяч рублей. При этом не обязательно содержать бухгалтера на полном довольствии. Бухгалтер может быть приходящим или можно заключить договор с компанией, которая оказывает бухгалтерские услуги.

Готовый пример расчета затрат на персонал:

  1. 5*50000=250000 рублей.
  2. 55000 рублей.
  3. 35000 рублей.

Итого: 340000 рублей.

Затраты на персонал

Месячный ассортимент

  1. Следует регулярно отслеживать остатки продукции. Рекомендуется, чтобы неликвид не был выше 10-15% от суммарных запасов товаров. Запас не должен быть выше месячного оборота предприятия. Простой пример: если у вас имеются редко продающиеся лекарственные средства по одной упаковке за несколько месяцев, то желательно по возможности отказаться от подобной категории товара, ведь они снижают прибыль аптеки.
  2. При этом если это дорогостоящее лекарство и приносит значительную прибыль, то лучше иметь его в наличии.
  3. Аптеку должны посещать не только больные люди, но и здоровые. Поэтому нужно доукомплектовать витрины различными сопутствующими товарами. Простой пример: это могут быть прокладки, косметика, моющие средства, презервативы, жевательные резинки и тому подобное. Объясняется это просто — люди доверяют аптечным товарам гораздо больше. Такой подход позволит рассчитывать на большую прибыль.
  4. Следует значительное внимание уделить выкладке товаров на витрину. Желательно препараты, имеющие больший спрос, выкладывать в места, куда посетители аптеки часто обращают свое внимание.
  5. Лекарства и сопутствующие товары проще всего закупать у оптовой компании, делая определенную наценку. При этом важно найти надежного поставщика и не заламывать свою наценку, чтобы не отпугнуть покупателей.

Открытие аптечного бизнеса

Готовый пример расчета затрат на приобретаемый ассортимент товаров:

На формирование базового ассортимента товаров, в том числе с учетом расхода месячного оборота аптеки потребуется затратить порядка 2 миллиона рублей.

Итого: 2000000 рублей.

Затраты на рекламу

Чтобы аптека заработала активнее, и появился значительный приток посетителей, недостаточно ограничиться ее открытием, красивым внешним видом и красивой вывеской. Желательно вложиться в рекламу. Это может быть сайт с раскруткой, который обойдется в 30 тысяч рублей. При большом желании можно даже создать интернет-магазин, где будет представлен весь ассортимент товаров, которыми торгует аптека. Такой подход позволит расширить возможности вашего предприятия, однако на начальном этапе лучше ограничиться простым сайтом, так как успешный интернет-магазин может потребовать существенных вливаний.

Также можно выделить средства на электронную рассылку и рекламу в газетах и журналах. Обойдется это в среднем в 70 тысяч рублей.

Итого: 100000 рублей.

Общие затраты на открытие аптеки и сроки окупаемости

Для того чтобы открыть аптеку: лицензировать предприятие, арендовать помещение, провести ремонт, купить оборудование, товар, нанять персонал, нужно будет потратить следующую сумму:

Итого: 100000+ 320000+520000+340000+2000000+100000=3380000 рублей.

Размер выручки будет во многом зависеть от сезона. В осенне-зимний период посетителей в аптеках на порядок больше. С учетом наценок на лекарства 80-150%, а также на другие товары в 50-150%, и учитывая средний оборот в месяц в 1,8 миллиона рублей, общая выручка составит 900 тысяч рублей.

Вычитая из этой суммы затраты на раскрутку, зарплату, аренду помещения, различные налоги и взносы (100 тысяч рублей) получаем прибыль:

900000-70000-340000-160000-100000=230000 рублей в месяц.

Сроки окупаемости аптеки:

3380000/230000=14,7 месяца.

То есть почти 15 месяцев придется аптеке проработать, прежде чем она начнет приносить прибыль. Если же в процессе работы аптеки в течение указанного срока Вы будете сами вынимать из прибыли определенную сумму в качестве своей зарплаты, то данный срок увеличится.

Резюме:

  1. вложения — 3380000 рублей.
  2. период окупаемости – 15 месяцев.
  3. среднемесячная прибыль — 230000 рублей.